В Антарктиде все еще присутствуют следы ядерных испытаний середины ХХ века. Так, уровень радиоактивного изотопа хлор-36 по-прежнему намного выше, чем в доядерную эпоху. Ученые сделали такой вывод, проведя исследования около российской станции «Восток», сообщает Journal of Geophysical Research: Atmospheres.
Напомним, что до момента подписания «Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой» было взорвано около двух тысяч бомб. В окружающую среду попало большое количество радиоактивных изотопов. В наши дни концентрация большинства из них вернулась к нормальным значениям, но не в случае с хлором-36.
В середине ХХ века его уровень примерно в сто раз превышал естественный. Попав в атмосферу, изотопы разнеслись по всему земному шару и попали, в том числе, в Антарктиду. Зараженные осадки год за годом скапливались на Южном полюсе.В ходе последнего исследования сотрудники Университета Экс-Марсель (Франция) провели тест в двух разных точках: у станции «Восток», где традиционно выпадает очень мало снега, и в районе ледяного купола Талос, где осадков, наоборот, достаточно. Они проанализировали состав отложений за 1949-2007 и 1955-1980 годы соответственно и обнаружили, что у Талоса количество хлора снижалось быстрее.
Так, у «Востока» в 2008 году уровень изотопа в 10 раз превышал естественный, а у Талоса уже в 1980 году он превосходил норму всего в четыре раза.
Ученые подчеркнули, что период полураспада хлора-36 составляет 310 тысяч лет. Поэтому его часто используют для датирования ледяных кернов. Кроме того, он способен образовывать высокомобильные соединения с водородом – такая молекула может существовать в газовой форме и перемещаться в верхних слоях снежного покрова.
Ранее сообщалось, что в антарктическом снегу нашли свежий пепел сверхновой. Вещество попало на Землю не более 20 лет назад.