26 октября все православные верующие отмечают день почитания Иверской иконы Божьей Матери. Среди праздников церковного года есть несколько очень популярных в народе, хотя они и не являются ни двунадесятыми, ни даже великими праздниками. К ним относится и день Иверской иконы.
Икона Божьей Матери, которая хранится сейчас в Иверском монастыре на Афоне, является списком с прижизненного изображения Богородицы. По преданию, ее лик написал на доске святой апостол и евангелист Лука, кисти которого приписывается несколько десятков икон Божией Матери.
Существует красивая легенда о том, как была обретена Иверская икона. В IX веке, во время царствования императора Феофила, ею владела вдова, проживавшая неподалеку от города Никеи. Тогда были времена иконоборчества, и для того чтобы спасти икону от уничтожения, она с молитвой доверила ее морским волнам. Прошло целых два века, прежде чем монахи грузинского Иверского монастыря на Афоне увидели в море икону, поддерживаемую огненным столбом, и взяли ее из вод.
В том месте на Афоне, куда икона была донесена одним из монахов и впервые поставлена на землю, забил святой источник. А сама икона ни в какую не согласилась находиться в алтаре монастыря. Она чудесным образом раз за разом оказывалась в нише над его вратами. Там она находится и в наши дни.
О том, как отмечать этот праздник и какие главные смыслы он нам несет, рассказал в интервью «МИР 24» профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института, искусствовед Александр Копировский.
– Александр Михайлович, как Иверская икона стала почитаемой у нас в Россию?
Александр Копировский: Иверская икона Пресвятой Богородицы пришла в Россию в своем списке 1648 года, присланном с Афона, и очень у нас почиталась. Хотя на Руси все иконы Богородицы чтились, но в те годы более всего три – Смоленская, Владимирская и Иверская.
Икона, хранящаяся сейчас в Иверском монастыре на Афоне, датируется специалистами концом XI – началом XII века. Хотя судить об этом трудно – икона не только под окладом XVI века, но еще и под темной олифой. Чтобы увидеть, какая она есть, Иверскую икону желательно раскрыть, то есть снять грузинский оклад XVI века и реставрационно ее промыть. Это представляет собой определенную сложность, потому что в народе отношение к этому суеверное – часто считается, что на икону даже смотреть слишком внимательно нельзя.
На фото: Иверский монастырь в Греции
Фото: Бережков Алексей/ТАСС
С Иверской иконы на Афоне сделано много списков, один из них – специально для Москвы. Но важно понимать, что и образ в Иверском монастыре в свою очередь – это тоже список. Самые древние иконы Богородицы не сохранились, сейчас существуют только их списки, и поэтому все легенды, в частности об Иверской иконе, относятся не к тому образу, который находится сейчас на Афоне, а к прежде существовавшему.
– О чем молятся перед Иверской иконой, есть ли какая-то закрепившаяся в народе традиция?
А. К.: Мнение, что существует какое-то «разделение труда» между святыми – это глубокое заблуждение. Народ настолько не научен (он не виноват, его никто не учил), что часто действительно возникают такие представления. Нужно очень мягко подсказывать, что никакого разделение труда у святых нет. Что можно к любому святому обращаться в молитве со всякой нуждой или, наоборот, со всякой радостью. Молитесь тем святым, которые вам лично ближе, кто, возможно, вам лично открылся. Независимо от того, в каком случае ему якобы принято молиться. Это суеверие, но его нужно преодолевать очень мягко и настойчиво.
В народном сознании произошло и искажение почитания самой Богородицы: как будто она может донести наши молитвы Христу, как мама ходатайствует перед сыном-начальником. Такого рода народное «благочестие» – серьезная проблема и вызов для христианства.
Поэтому сейчас важно переходить от внешних сторон иконопочитания к большей глубине, которая непонятна вне главного евангельского события – Богоявления, явления Христа. Без просвещения иконопочитание всегда будет немножко искажаться.
– Что стоит рассказать детям накануне праздника, собираясь с ними в храм?
А. К.: Если исходить из того, что дети уже знают, что такое храм и зачем туда ходят, то я бы сказал детям, что мы с вами идем в гости к Богородице, у которой сегодня праздник. Главное, чтобы у детей не возникло ощущения, что каждая икона – это отдельная Богородица. Надо ясно дать им понять, что это одна и та же Богородица. Мы ее очень любим и поэтому изображаем много и по-разному.
А второе – я обратил бы внимание на то, что на этой иконе у Богородицы на лице маленькая красная ранка. Стоит рассказать историю, которая касается иконы, находящейся на Афоне. Есть такая легенда, что во времена иконоборчества солдат нанес по иконе удар мечом. И из иконы, как из живого лица, потекла кровь. Можно сказать, что этот удар нанес человек не духовный, который мыслил все очень реалистично и представлял себе, что икона – это лишь мертвая доска. Хорошо рассказать, что точно также боролись с иконами – жгли их и ломали – у нас в стране в советские годы, совсем недавно. Надо помнить и знать, что время идет, а люди, к сожалению, ничему не учатся.
А мы почитаем Богородицу, любим ее, и след ранки на ее щеке мы воспринимаем, как символ оскорбления самой Богородицы, хотя ударили всего лишь ее изображение, ее икону. Тот, кто хулит изображение, пытается оскорбить и саму Богородицу.
Детям стоит сказать, что в нашей истории были такие периоды, когда иконы жгли и ломали, а сейчас их наоборот очень ценят и выставляют в музеях. Но нам нужно ни в ту, ни в другую крайность не ударяться, а почитать сама Царицу Небесную.
И помнить, что мы приходим в гости к ней, и она нас принимает в честь своего праздника, как царица приглашает на прием в честь своей памятные даты.
Фото: Карпов Сергей/ТАСС
– Как правильно отметить этот праздник взрослым?
А. К.: Взрослым тоже полезно знать историю про иконоборцев.
Интересно, что православные грузины очень любят Иверскую икону, хотя она связана не прямо с Грузией, а с грузинским монастырем на Афоне. Но все равно грузины ее почитают особенно, в том числе и те из них, кто живет в России.
Но вообще-то взрослые у нас ведут себя как дети. Они часто ничего не знают и имеют очень тяжелые суеверия. Им надо говорить о том, что не стоит идти к Богородице только с просьбами. Кроме прошения, есть еще и благодарность, и покаяние, и славословие. Вот эти четыре направления каждый нормальный человек должен знать, чтобы он не ограничивался только просьбами. А чтобы принес в храм свою радость, свою благодарность, свою хвалу или, наоборот, свое покаяние перед чтимым образом.
Вот это гораздо важнее.Тем более что Иверская икона – это трагический образ, напоминающий нам о том, как люди отвергали Бога и не понимали веры.
– Откуда вообще взялась и как складывалась традиция праздновать день почитания иконы?
А. К.: Почитание образов существовало всегда, еще до христианства – например, приношение даров статуям Афины или Зевса. То есть по форме это народная традиция, идущая еще от дохристианских привычек. Но христианское отношение к иконам, то есть к образам, связано с явлением в мир Христа – с тем, что Бог сам вошел в человеческую историю, как Человек, и потому Он может быть изображен (в Ветхом Завете ведь был строгий запрет на изображение Бога). Поэтому в каком-то смысле празднование икон – это всякий раз празднование Богоявления.
И все праздники в честь Богородицы – это не отдельное ее почитание, а в том смысле, что она Мать Христа. Любая икона Богоматери с Младенцем – зримое явление того, что произошло в Рождестве Христовом и во всех остальных событиях Нового Завета – что во Христе сам Бог Отец через своего Сына и Духа Святого присутствует в мире.
Фото: Карпов Сергей/ТАСС
И икона передает это не просто как историческое воспоминание, а как божественное откровение. Именно поэтому древние иконы и по стилю написания отличаются от исторических или псевдоисторических картин, которые связаны с Новым Заветом, от иллюстраций. И хотя корнями условная живопись уходит еще в античность, своей вершины иконопись достигла уже в христианское время, после победы иконопочитания над иконоборчеством.
Образы Богоматери с Младенцем – зримое свидетельство того, что это она сама нам является, но не в своем земном, историческом образе, а в преображенном виде. Икона – это явление Богоматери и Спасителя в небесной славе, помноженное на народную традицию, на то, что народ хочет чего-то зримого, ощутимого. Что и привело к тому разнообразному почитанию, которое мы видим, особенно в России.
– Почему так много праздников богородичных икон на Руси?
А. К.: Праздников богородичных икон действительно много, празднуется около 30 известных икон, не говоря о менее известных. Такое распространение чтимых икон – некоторый знак недостатка духовного просвещения, прежде всего в форме бесед, живых ответов на вопросы людей, устного наставления, которое в святоотеческой традиции называется катехизацией или оглашением. А поскольку нет ни оглашения, ни образования, то в простом народе возникает естественная в хорошем смысле реакция – тяготение к образу, который как бы без слов все объясняет или, по крайней мере, дает возможность к чему-то приобщиться поверх внешних знаний.
Так что празднование икон – безусловно, народная традиция, которая родилась в церкви сама собой: появилась такая-то икона – ее почитают, и ей дается праздничный день в году, пишутся службы этой иконе. Но это имеет и свои минусы, потому что все кажется очень простым и понятным, как будто больше ничего знать и понимать не нужно. Исторически эта «простота» оказалась хуже воровства, она закрыла собой другую сторону традиции – духовную. Когда празднуют богородичные иконы, уже все меньше говорят о Богородице, а больше – об иконе, об истории или легенде ее появления и связанных с ней чудесах, которые как будто живут уже сами по себе, без связи со Христом. Это рискует превратиться в поклонение иконе как вещи, а не тому, кто на ней изображен. В то время как самое главное, внутренний смысл иконы – это явление самой Богородицы и Христа.
Подробнее в сюжете: Русская православная церковь (РПЦ)