Удивительная в своем разнообразии природа Казахстана не перестает поражать своей контрастностью. Бескрайние степи, монументальные горы, чистейшие озера. Но в числе самых загадочных мест, где непременно стоит побывать каждому, безусловно, значится Алтын-Эмель – первый геопарк Казахстана.
Существует легенда, согласно которой название этой местности дал сам могущественный Чингисхан. Ровно 800 лет назад, в 1219 году, во время похода на страны Азии, здесь проходил путь монгольских войск во главе с Потрясателем Вселенной. Завоеватель, увидев горы в золотом закате Солнца, воскликнул: «Золотое седло!». Да так и осталось в народе это монгольское название – «Алтын-Эмель».
Жемчужина Семиречья с каждым годом привлекает к себе все больше туристов. Ведь именно здесь можно не только сделать колоритные фото, словно с противоположных концов планеты, но и окунуться в мир прошлого. А он оставил современникам немало интересного.
Живым свидетелем вековых событий, к примеру, стала 800-летняя ива. Дерево в восемь обхватов, говорят, защищало от палящих лучей солнца даже воинов Чингисхана в тот самый исторический поход. Дожить до столь почтенных лет патриарху удалось благодаря струящемуся у корней роднику, а также горе, сдерживающей агрессивные потоки ветров с запада. Ученые подтвердили возраст ивы по ее стволу и корням, а местные люди сегодня бережно ухаживают за старожилом. В ответ на заботу, огромные ветви ивы, держащиеся на подпорках, до сих пор дарят тень и прохладу многочисленным путникам.
Именно с поселка Басшы, где растет легендарная ива, начинается путешествие по государственному национальному природному парку Алтын-Эмель. С юга он ограничен рекой Или, с севера – отрогами Джунгарского Алатау. Примерные размеры нацпарка – 155 километров с востока на запад и 65 – с севера на юг.
Пейзажи местных гор космические, и этому есть свое объяснение. Когда-то территория нацпарка Алтын-Эмель была полностью скрыта под водами древнего моря Тетис. Со временем море высохло, из рыхлого известняка сформировались нынешние горы. До сих пор здесь находят костные останки моллюсков, крокодилов и носорогов. Гигантские животные вымерли вместе со сменой эпохи.
В горах Большой и Малый Калкан природа оставила немало отпечатков ушедшей в прошлое флоры. Здесь часто находят окаменевшие стволы деревьев и следы листьев на камнях. Такое количество уникальных находок в этих горах и стало причиной создания в Алтын-Эмеле первого в Казахстане геологического парка, который поможет сохранить эти бесценные следы прошлого. Пару лет назад Алтын-Эмель стал биосферным резерватом ЮНЕСКО. Это дает возможность вести научно-исследовательскую работу на международном уровне, так что впереди еще немало открытий.
Актау в переводе с казахского означают «Белые горы». Да, они в основном белого цвета, но также бывают красными, розовыми, даже зеленоватыми. А вот Катутау в переводе – «Застывшие горы». Свою удивительную форму они приобрели в результате мощных извержений древних вулканов. Фантастические каменные изгибы и выпуклости – это застывшая лава.
Легендами овеяны здесь даже отдельные камни. По пути к Поющему бархану можно увидеть Ошактас («Ошак» – очаг, «тас» – камень) – три крупных камня, стоящие вертикально. Поговаривают, что Чингисхан приказал доставить их сюда, чтобы соорудить очаг, на который водрузили большущий казан, и накормили войско пловом. По другой версии, Ошактас – это останки сигнальной вышки, на которой разжигался костер. Дым в случае опасности предупреждал о приближении врага.
Одна из главных исторических достопримечательностей Алтын-Эмеля – сакские курганы Бесшатыр, возведенные в VII-VI веках до нашей эры. Эти царские усыпальницы расположены под горами Шолак, на северном берегу Капшагайского водохранилища. С 1957 года по 1961 год были раскопаны 18 царских курганов от восьми до 70 метров в диаметре и от двух до 20 метров в высоту. Все усыпальницы однотипны и состоят из лабиринта сложной конструкции: коридора, преддверной постройки и погребальной камеры. Погребальные камеры, находившиеся под насыпями из камня и щебенки, в основном сохранились хорошо. В царских усыпальницах обнаружены человеческие кости.
В некоторых усыпальницах археологи нашли глиняные сосуды разной формы, кости лошади, овцы, коз, кошму, камышовые маты, короткие железные кинжалы, акинаки, колчаны с бронзовыми наконечниками стрел. В кургане Тенлик вскрыто богатое захоронение. Среди различных украшений и одежд, выполненных из листового золота, находился железный жезл, инкрустированный золотом. Вокруг крупных курганов правильными окружностями располагались менгиры – сооружения из восьми вертикально поставленных продолговатых каменных глыб. Вес одного камня может достигать нескольких тонн.
Кульминацией посещения геопарка становится Поющий бархан. Песчаная гора длиной три километра и высотой 150 метров поражает воображение. Два встречных ветра навевают на ее острый гребень, похожий на хвост дракона, песчинку за песчинкой. Удивительно, но в округе нет песка. По оценкам ученых, возраст бархана от трех до пяти тысяч лет. При этом за долгие тысячелетия бархан не смещается, оставаясь на одном месте. Для туристов здесь оборудована смотровая площадка. Подниматься на вершину рекомендуют по гребню справа, так легче.
Впрочем, лишь относительно легче. Ноги утопают в песке. Кроме того, обычно здесь жарит солнце, с ног сбивает сильный ветер. Но все трудности – ничто перед этим чудом природы. Особенно впечатляют звуки, прославившие этот бархан. В сухую и жаркую погоду песок нагревается, а бархан поет. Кто-то говорит, что эти звуки похожи на шум взлетающего самолета или рев верблюда. А кто-то слышит мелодию звонкого органа.
Можно только представить, как трепетали редкие путники, услышав рев бархана столетия назад. И слагали легенды о духах пустыни, о фантастических животных, о колоколах погребенных под песком городов. Одна из легенд рассказывает о некогда жившем здесь охотнике. У него было три жены, но ни одна из них не могла подарить ему сына. Тогда он взял в жены молодую девушку, которая осчастливила его. Когда мужчина был на охоте, завистливые женщины выкрали младенца, родившегося с золотым хохолком. Они прикрепили его к верблюдице и погнали в степь. В дороге малыш умер, а животное остановилось и превратилось в гору, напоминающую золотой хохолок земли. Охотник до сих пор ищет сына, а мальчик зовет его мелодией осыпающегося песка. Загадочные звуки поющего бархана до сих пор будоражат воображение многочисленных туристов.