27 октября исполняется 75 лет со дня рождения выдающегося актера театра и кино, народного артиста России Николая Караченцова. Николай Караченцов – актер той эпохи, когда среди пыльного советского застоя вдруг начали появляться спектакли без официоза, без штампов и лобовых решений: яркие, как вспышка молнии. Стали прорастать удивительно живые постановки, обращенные в самую душу зрителя. На сцене молодой Караченцов чувствовал себя как рыба в воде, обладал невероятной энергией и пластикой, приковывал к себе внимание благодаря страстному темпераменту, который так и рвался наружу. Он был весь – жизнь, движение, азарт! К 75-летию со дню рождения актера «МИР 24» рассказывает про его жизнь и самые запоминающиеся роли.
Актер вырос в творческой семье – его отец был художником-иллюстратором в журнале «Огонек». А мама, балетмейстер, работала в крупнейших театрах СССР, в том числе и в Большом. Она все время находилась в разъездах: организовала Первый национальный ансамбль Вьетнама, работала в Сирии, в Лондоне. Поэтому жил и учился Коля в интернате при Министерстве внешней торговли, который располагался на улице Большая Пироговская в здании готического стиля, сейчас дом 9А, строение 1. В этом историческом здании с изображением на фасаде Георгия Победоносца до 1912 года размещался дом Городских начальных училищ. В интернате МВТ жили дети, чьи родители работали за рубежом. В 50-е годы партийным и дипломатическим работникам нельзя было взять детей с собой за рубеж. Но образование им давали самое лучшее: этот интернат считался весьма престижным учебным заведением.
Фото: Кузьмин Валентин/ТАСС
С самого детства театр стал главным делом жизни будущего артиста. Сперва он увлекся балетом, потом выступал в составе детской творческой группы «Актив» при центральном детском театре.
Его талант оценили по достоинству: Николай Караченцов с первого захода поступил в Школу-студию МХАТ (руководитель курса – профессор Виктор Монюков). Ему не помешал даже явный недостаток внешности: неповторимая нахальная расщелинка между крупными передними зубами. Впрочем Караченцов так обезоруживающе широко улыбался, предъявляя публике все свои зубы, что скоро этот недостаток стал считаться изюминкой, частью индивидуального образа актера.
В 1967 году Караченцов окончил Школу-студию МХАТ. За студенческую работу – роль Дахно в спектакле «Метелица» – он был удостоен приза «за лучшую мужскую роль». Поскольку он считался одним из лучших выпускников, Караченцов по распределению был направлен в Московский театр имени Ленинского комсомола (с 1991 года – «Ленком»).
Ленком стал для молодого актера тем театром, в котором Караченцов проработал всю свою жизнь. В котором он создал свои лучшие сценические образы и которому остался верен до самого конца. Хотя, кроме театральной, в жизни актера была еще и успешная карьера в кинематографе. В одном из интервью Караченцов упомянул, что какие бы контракты он ни подписывал в кинематографе, обязательно вставлял фразу: «В свободное от работы в театре время».
Вот что рассказывал об этом он сам: «И если великий режиссер Захаров говорит: ребята, я прошу вас – несколько месяцев, когда мы выпускаем новый спектакль, ничем себя не занимать, кроме своего театра. А все мы четверо – Збруев, Янковский, Абдулов, Караченцов – актеры снимающиеся. Но мы сказали: да! И это не просто ради театра жертва – ради себя же самих, если мы выбрали такого бога».
Театр он называл своим богом. Может быть поэтому судьба послала ему такого прекрасного, главного в его жизни режиссера, как Марк Захаров. Когда тот в 1973 году возглавил «Ленком», он сразу отметил талант молодого Караченцова, который до этого момента играл лишь небольшие динамические роли. Они встретились – великий режиссер и великий актер – и вместе создали такие спектакли, которым зрители добрых 30 лет рукоплескали стоя!
Фото: Иванов Олег/ТАСС
В первом же своем ленкомовском спектакле Марк Захаров отдал Николаю Караченцову главную роль. Это был музыкальный спектакль по пьесе Григория Горина «Тиль» о Тиле Уленшпигеле. Музыку к спектаклю написал Геннадий Гладков. Именно с легкой руки Гладкова Караченцов в этом спектакле впервые запел. Он также значительно раскрыл и расширил свои сценические возможности и скоро заслужил репутацию универсального артиста, который не только обладает драматическим талантом, но и прекрасно танцует, поет, даже выполняет акробатические трюки.
Караченцов в «Тиле» – бунтарь, остряк, хулиган – невероятно обаятельный. Зрители валом шли на спектакль. Это был успех: зал всегда был полон, билетов не достать, в ответ на многие реплики актера зал взрывался аплодисментами. Таким же успехом пользовался и следующий спектакль с Караченцовым: рок-опера композитора Алексея Рыбникова «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Актер играл там сразу две роли: Смерти и Главы рейнджеров.
И все же вершиной его сценического успеха стала роль графа Резанова в рок-опере «Юнона и Авось», поставленной в 1981 году. Мало кто знает, что Николаю Караченцову поначалу не хватало вокальных данных для исполнения сложной партии графа Резанова, поэтому самые высокие ноты за него брал актер Павел Смеян, который также был задействован в спектакле. Но Караченцов не сдавался и упорно занимался, чтобы спеть всю партию самостоятельно.
Зато драматического таланта ему было не занимать. Он жил, любил и страдал на сцене, каждый раз потрясая своей игрой, поднимая зрителя на недосягаемую высоту накала чувств. В момент исполнения арии «Я тебя никогда не забуду» слезы блестели не только на глазах зрителей, он и на глазах самого актера.
«Юнона и Авось» стала визитной карточной театра «Ленком», и Караченцов целых 25 лет без дублеров исполнял в этом спектакле главную роль. Образ, созданный актером, сохранился в видеоспектакле, записанном в 1983 году. В том же году французский кутюрье Пьер Карден представил этот спектакль французской публике, а затем последовали триумфальные гастроли по всему миру.
О том, насколько серьезным явлением в мировом искусстве оказалась актерская игра Караченцова, свидетельствует то, что спустя много лет его портрет был изображен на монете, посвященной рок-опере «Юнона и Авось» достоинством в 1 новозеландский доллар.
Фото: Иванов Олег/ТАСС
Задолго до того, как Николай Караченцов стал получать главные роли в «Ленкоме», он стал сниматься в кино. Первой крупной работой в кино стала роль в фильме «Старший сын», в котором он играл вместе с Евгением Леоновым и Михаилом Боярским.
Много позже кинокритики отмечали, что Караченцов так и не раскрыл в кино в полной мере свой драматический талант. Так и не встретил своего гениального кинорежиссера, который снял бы Караченцова в таких же звездных ролях, которые ему посчастливилось играть в театре.
Тем не менее в кино Караченцов сыграл более сотни ролей. Он играл в комедиях, драмах, детективах, исторических и детских фильмах. Причем исполнял все трюки самостоятельно, без каскадеров. На его счету множество героев второго плана, которых кинозрители запомнили часто даже лучше, чем главных героев.
Взрослые помнят его роли в фильмах «Благочестивая Марта», «Собака на сене», «Трест, который лопнул», «Человек с бульвара Капуцинов» и многих других. Детям всегда нравился незадачливый гангстер Урри из «Приключений Электроника». Любопытно, что Караченцову никогда не удавалось сыграть по-настоящему отрицательную роль. Все его злодеи кажутся многослойными, у всех на подтексте угадывается тонкая душевная организация.
Он озвучивал на отечественном экране практически все роли французского актера Жана-Поля Бельмондо. Отчего тот стал восприниматься не менее обаятельным и харизматичным, чем сам Николай Караченцов.
Отдельная песня – его песни. Впервые Караченцов запел в фильме «Собака на сене». Это был прорыв, поскольку в то время было не принято, чтобы актеры сами пели в кино. Для этого приглашали профессиональных артистов оперы и оперетты. После «Собаки на сене» Караченцов где только ни пел! Он озвучил 13 аудио-спектаклей и записал более 200 песен.
О том, насколько значительным явлением в кинематографе и тем более в театре был и остается талант Николая Караченцова, говорит тот факт, что накануне его 75-летия все отечественные телеканалы показали фильмы и спектакли с его участием. Лучшего способа отметить день его рождения не придумал бы, вероятно, и сам актер.
Подробнее в сюжете: Новости кино