«От этих картин шарахаются лошади» - так в XIX веке встретили революционеров от живописи – импрессионистов. Новая техника широкого небрежного мазка приводила в ужас мастеров-академистов. Публика смеялась над молодыми художниками и ничего у них не покупала, отмечает телеканал «МИР 24». Вынужденные жить впроголодь, они не изменили своим убеждениям. Сегодня, спустя столетие, импрессионисты – одни из самых дорогих художников. В чем же их ценность?
Вблизи – разноцветная мешанина, издалека – живая, трепетная картинка. Долгое время творчество импрессионистов никто не понимал. В 1870-е годы они совершили революцию: вышли из мастерских на природу, перестали смешивать краски на палитре и работали небрежными мазками.
Название импрессионизму дала картина Клода Моне «Впечатление: восход солнца». По-французски «впечатление» - «импрессьен». В этом и была главная идея художников – передать в своих работах эмоции от увиденного. Они хотели показать мгновения: будь то движение теней от солнца или танцевальные па балерин.
Французского импрессиониста Эдгара Дега за любовь к изображению танцующих женщин даже прозвали живописцем танцовщиц. Зачастую девушки на его полотнах появлялись в самых неожиданных ракурсах. Как, например, знаменитая картина «Голубые танцовщицы» выглядит будто фотография: кажется, сейчас балерины оживут, поправят свои платья и выбегут на сцену.
«Эдгар Дега был известен как один из самых талантливых и одаренных импрессионистов. Перед ним всю жизнь стояла дилемма. В XIX веке была дискуссия между художниками, что важнее в искусстве: линия, проработанный рисунок или живописное пятно, выразительность, которая достигается с помощью красок. Дега был уникальным человеком, который считал, что должно присутствовать и то, и другое», – рассказала старший научный сотрудник Отдела искусств стран Европы и Америки ХIX-XX веков ГМИИ имени А.С. Пушкина.
Дега, Мане, Сислей. Заявить о себе молодым импрессионистам помог французский коллекционер Поль Дюран-Рюэль. Профессиональный арт-дилер организовывал выставки отверженных художников и даже давал им деньги на жизнь и холсты. Он был уверен: рано или поздно буржуазному обществу наскучат мрачные полотна с классическими сюжетами, и публика обратится к новому, яркому миру импрессионистов. Рюэль не прогадал!
Сегодня за право обладать работой импрессионистов борются покупатели на крупнейших аукционах мира и отдают баснословные деньги! Самая дорогая картина – кисти Клода Моне. В мае этого года его «Стога сена» были проданы на аукционе Sotheby's за 110 млн долларов. Таких стогов у Моне – целая серия: художник часто писал несколько вариантов одной и той же картины при разной погоде и разном освещении. Часто писал он и кувшинки на пруду. Как-то Моне решил сделать выставку из 30 картин серии «Кувшинки», но в последний момент посчитал их неудачными и уничтожил. Через год мастер с триумфом представил публике 48 новых «Кувшинок».
Искусствоведы говорят, импрессионизм – это искусство радости. Сконцентрированную в живописном полотне, многие будут счастливы привнести ее в свой дом.
«Импрессионисты подходят под любой интерьер, поэтому все их любят. Но особенно полюбили импрессионистов японцы в 1980-е годы, потому что искусство импрессионистов хорошо перекликается с японским искусством. Когда импрессионисты начали писать, в Париж хлынуло огромное количество японских гравюр, и художники во многом черпали вдохновение из восточного искусства. Поэтому японцы видят в их искусстве что-то свое. Они установили высокую планку на творчество Моне и Ренуара», – отметила искусствовед Анастасия Постригай.
Ренуар – второй по дороговизне среди импрессионистов. В 1990 году его картину «Бал в Мулен де ла Галетт» - точнее ее уменьшенную копию - купили на аукционе Sotheby's за 78 млн долларов. Большая часть наследия импрессионистов сейчас находится в лучших музеях мира вопреки насмешкам общества XIX века.
Подробнее в сюжете: Выставка-форум «Россия»