В Японии две тысячи гостей стали свидетелями церемонии интронизации нового императора Нарухито. Так в Стране восходящего солнца началась «эпоха Рэйва», передает корреспондент телеканала «МИР 24» Глеб Стерхов.
Никаких маршей, гимнов, аплодисментов. Все только смотрят и слушают стук огромных деревянных башмаков по дощатому полу в самом почетном Сосновом зале Императорского дворца. Вслед за Нарухито вышла его супруга Масако. На ней – ритуальное одеяние из сотен элементов и тысяч символов. Весит под 10 килограммов. В таком наряде можно ходить лишь очень медленно и очень недалеко, шаркая и шурша. Во дворе павильоны с пуленепробиваемыми стеклами, там высокопоставленные особы из двух сотен стран. За забором две тысячи простых японцев под открытым небом. Для обывателя эта красивая церемония непонятна без специальных пояснений.
«Сам император в табуированных цветах, они близки к желтому, это что-то среднее между желтым и светло-коричневым. Желтый цвет запрещен для остальных», – объяснил историк, доцент кафедры истории и культуры Японии Института стран Азии и Африки МГУ Максим Грачев.
Одежда всех оттенков желтого для гостей и прочих простолюдинов в такой день под запретом. Об этом всем делегациям известно с VIII века. За оскорбительное нарушение в древности могли и казнить, но в этот раз обошлось. В табуированных цветах самой богини Аматэрасу на церемонию вместе с супругом прибыла первая леди Украины Елена Зеленская. Даже перчатки она выбрала под тот самый запретный цвет «солнца в полдень». Нарушение протокола тогда заметили все, но официальных упреков ни в устной, ни в письменной форме японская сторона высказывать не стала.
За плотными занавесками на старинных тронах император и супруга. У мужа шестиметровый постамент, у жены – чуть поменьше.
«Сам трон обычно называют трон государя, но почтительно именуют его «тата ми кура» – что дословно переводится «высокое почтительное сиденье», – пояснил Грачев.
Кульминация: император произносит клятву народу.
«Я взошел на престол в соответствии с Конституцией и законом об императорском доме. Мы объявляем об этом Японии и всему миру. Желая счастья народу и мира всему миру, я клянусь выполнять свои обязанности в качестве символа японского государства и единства народа», – сказал император Японии Нарухито.
В соответствии с Конституцией и законом об императорском доме – все правила образца 1947 года – никаких ссылок на древние обряды. Из обязанностей лишь декоративная – быть символом. Когда-то император был и царь, и бог, и военачальник. Из прямого потомка богов в человека император превратился после Второй мировой. Деда Нарухито, императора Хирохито, победившие союзники заставили объявить это всем подданным. Это была плата за то, что воевали на стороне гитлеровской Германии, за то, что убили десятки миллионов и половину Азии оккупировали. Побежденный император подчинился: японцы впервые услышали голос своего небожителя по радио в прямом эфире.
«Жизнь нашего государства будет полна тягот и лишений. Мы понимаем это, однако в сложившихся условиях нам выпала судьба пройти по тернистому пути к достижению великого мира для всех грядущих поколений. В этих условиях мы должны вынести невыносимое», – сказал император Японии Хирохито.
Потом император зачитал «Декларацию о своей человеческой природе». Он принимает пищу, болеет и даже ходит в туалет. У целой нации случился шок. Сама божественная суть императора была уничтожена. Но японцы – народ изобретательный. Чтобы сохранить сверхъестественность монарха, пусть даже человека, а не божества, – придумали тайный обряд вселения духов в каждого своего императора.
«Он закрывается специальным покрывалом, он ест священный рис, пьет священное сакэ. В этот момент на него нисходит божественная сила», – пояснил Грачев.
Так японцы нашли хоть какой-то компромисс. Пусть человек, но одержимый добрыми духами, а значит, не простой смертный. Премьер Синдзо Абэ выражает главное одним словом – «банзай». Это как по-русски «долгие лета» – только конкретнее. В буквальном переводе - «10 тысяч лет жизни и еще два раза по столько». Ортодоксы уже называли его продолжателем разрушения канонов. Нарухито запросто общается с простыми смертными. Как и его отец, женился на даме совсем не аристократических кровей, поправ многовековые традиции двора.
«Он женился на женщине, которая делала карьеру в японском МИДе, у нее отец был видный дипломат», – отметил профессор, доктор исторических наук, заведующий кафедрой востоковедения МГИМО Дмитрий Стрельцов.
Именно благодаря супруге Масаку Нарухито много знает о России. Один из любимых его архитектурных памятников - ВДНХ. У истоков этой любви – советский след. Колодец из нескольких многоэтажек на Кутузовском проспекте в хрущевские времена в народе называли «дипломатическое гетто». Там жили высокопоставленные иностранные чиновники, прикомандированные в советскому посольству и другим ведомствам. Территория полностью закрытая, в каждой квартире прослушка, а в 1960-е даже скрытое видеонаблюдение.
С миссиями дипломаты приезжали на несколько лет вместе с женами и детьми. Там, где сейчас парковка, заставленная автомобилями, 50 лет назад во дворе был нехитрый «бэби-парк» по-советски: горка, песочница, качели. Именно оттуда высокопоставленные детки кричали: «а принцесса Маша выйдет?».
Маленькую дочь японского дипломата Масако в СССР называли «Маси» или проще Маша, а «принцессой» – за исключительную скромность и улыбчивость. Ее привезли в Москву, когда девочке было два года. Она ходила в закрытый детский садик, а в выходные ездила с родителями в Московский зоопарк смотреть на пингвинов и верблюдов.
«Поначалу русский язык давался ей с большим трудом, но под конец своего пребывания в Москве она какие-то вещи усвоила. Говорят, что даже спокойной ночи она желала по-русски, а не по-японски», – отметил доцент Института классического Востока и античности НИУ ВШЭ, научный сотрудник Школы актуальных исследований РАНХиГС Степан Родин.
В школу будущая императрица пошла уже в Токио, а блестящее дипломатическое образование получила в Гарварде. Ее готовили на должность постоянного представителя Японии в ООН. Но тут появился принц Нарухито с его пылкой любовью. Она в ответ повела себя совсем не так, как в сказке.
«Он давно и долго добивался руки Масакуо. Он много раз ей делал предложение. Она несколько раз отказывала, не хотела отказываться от реализации своей мечты», – рассказал руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов.
Отказ назойливому принцу подписал весь род девушки, но у Нарухито любимое хобби – альпинизм, он и не такие вершины покорял. 9 июня 1993-го кронпринц Японии и Масако Овада поженились в Императорском синтоистском храме в Токио. Среди гостей было большинство глав европейских государств, а еще полмиллиарда зрителей у телеэкранов. Молодая жена еще не знала: ей десятилетиями придется привыкать к новой жизни при дворе.
«Она оказалась заперта в императорском доме во дворце со всеми ограничениями и формальностями. Это плохо сказалось на ее психике», – отметил Валерий Кистанов.
Она родила Нарухито дочь, оставив его род без наследника. Впала в депрессию и 11 лет не выходила в свет. Принцессу стали называть «пленницей хризантемового трона». Впрочем, как сейчас пишут японские СМИ, все испытания в прошлом. Императрица чувствует себя хорошо и активно принимает участие во всех поездках и приемах. После интронизации супруга в стране официально наступит новая эра. Название непростое, из двух иероглифов. Звучит как «Рэйва», что значит – «прекрасная гармония». Эпоха предыдущего императора называлась «Хэйсей» – «становление мира». Все эти 30 лет Япония ни с кем не только не воевала, но даже не ссорилась.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе