75 лет назад в Японии был казнен Рихард Зорге. На протяжении многих лет он снабжал Москву ценнейшей информацией. Сообщал, что война с Германией неизбежна и начнется в июне 1941 года. О подвиге разведчика – в материале корреспондента телеканала «МИР 24» Дмитрия Барбаша.
Любимец японской богемы Рихард Зорге, он же Рамзай и Инсон. Никто не мог подумать, что талантливый немецкий журналист – резидент советской военной разведки.
«Он вел себя непривычным образом для разведчиков, которых строго контролировало разведуправление. Он вел себя совершенно свободно. Плейбой – пил, гулял», – рассказывает военный историк Виктор Гаврилов.
Рихард Зорге родился в Баку, в семье немецкого инженера и дочери железнодорожника. Позднее родители переехали в Германию.
В октябре 1914 года он добровольцем вступил в немецкую армию. Был ранен в знаменитой битве под Верденом. Получил Железный крест.
«Война оказала на него, на его мировоззрение очень большое влияние. Он вступает в ряды Коммунистической партии. Когда ему было 25 лет, он стал доктором политологии и социологии», – отмечает заместитель директора по науке Института истории НАНА, профессор Джаби Бахрамов.
Подающего надежды молодого человека заметило Главное разведуправление Красной армии. После Китая – командировка в Японию. Там Рихард Зорге – корреспондент ведущих немецких изданий и разведчик-нелегал. Историк Виктор Гаврилов показывает шифротелеграммы, которые ложились на стол Сталину. Но в конце 1930-х ценнейшему агенту Москва доверять перестала.
«Истоки недоверия берут начало из репрессий 1937 года. Направленец Зорге Сироткин признался, что он японский шпион. Соответственно, что он выдал Зорге японской разведке», – поясняет военный историк Виктор Гаврилов.
Рамзай работает на износ. Понимает: уже завтра может быть война. Рискует. Свои главные шифровки он отправил в 1941-м: предупредил Центр о начале немецкого вторжения.
«Он спас Москву, предсказав 15 сентября 1941 года, что Япония, пока не взята Москва, не вступит в войну с СССР. Это позволило перебросить сибирские дивизии под Москву», – напоминает заместитель главного редактора «Российской газеты» Николай Долгополов.
Но как провалился Рамзай? Даже сегодня про арест разведчика существуют только версии. По одной из них, японская контрразведка засекла встречу Зорге и советского военного атташе в Токио. По другой, был запеленгован передатчик.
«В определенной мере Центр виноват. Виноват в том, что не обеспечивал Зорге достаточного прикрытия», – считает Виктор Гаврилов.
На следствии Зорге утверждал, что работал на Коминтерн, а не на советскую военную разведку. 29 сентября 1943-го его приговорили к высшей мере наказания. В 10 часов 20 минут 7 ноября 1944 года приговор Рихарду Зорге был приведен в исполнение.
«Когда к нему подошел палач и хотел завязать глаза, Зорге отказался. Он смотрел смерти прямо в лицо», – говорит Николай Долгополов.
В школьном классе единственный музей разведчика Рамзая и его группы. Рядом с макетом самодельного передатчика письмо Зорге жене Екатерине Максимовой. В нем он предлагает имя их будущему ребенку. Но судьба распорядилась иначе. Обвиненная в шпионаже супруга разведчика погибла в советском лагере.
«Они были счастливы, но, к сожалению, так сложилась судьба, что вместе проведенное время – это считанные месяцы», – рассказывает учитель немецкого языка Мария Соболева.
Москва не сделала ни одной попытки спасти своего агента. Признать его своим – значит, признать и факт шпионажа и испортить отношения с нейтральной тогда Японией. Звание Героя Советского Союза посмертно Рамзай получил только 5 ноября 1964 года.
Подробнее в сюжете: День Победы