Они зарабатывают деньги даже после смерти. Майкл Джексон вновь занял первое место в списке самых богатых умерших звезд. Его творчество в этом году принесло 60 млн долларов. Обогатились, в первую очередь, правообладатели песен Джексона – его семья. Также огромные суммы заработали Элвис Пресли и Уитни Хьюстон. Их доходы, а точнее доходы их наследников, растут с той же скоростью, как и число прослушиваний песен исполнителей. В России подобных списков никогда не составляли. Получает ли деньги с песен Виктора Цоя его сын, и как в топе богачей оказался Корней Чуковский – в репортаже корреспондента телеканала «МИР 24» Валентины Бекшаевой.
Мюнхен, 1997-й. Мировое турне History. Толпа на концерте Майкла Джексона сходит с ума от каждого движения певца. Он перевернул музыкальный мир, делал не концерты, а шоу и всегда знал, на чем можно заработать. Прошло уже 10 лет после смерти поп-короля, а он до сих пор обеспечивает огромные доходы своим наследникам. Только на прослушивании музыки Джексона в этом году удалось заработать 60 млн долларов.
Имя покойного поп-короля в 2016 году принесло его семье 825 млн долларов. Это доходы от продажи сувениров с образом артиста, билетов на шоу его имени и прав на его песни. В России столько пока никто не заработал. Наследники звезд, конечно, тоже получают гонорары за творчество ушедших родных, например, Децла, Жанны Фриски, Владимира Высоцкого или Виктора Цоя. Отчисления идут от каждой песни, которая звучит на радио.
«В современном радиовещании существует очень удобная схема – специальная программа, которая высчитывает количество повторений конкретных песен. После чего мы отправляем данный отчет в соответствующие инстанции, которые заключают договоры с конкретными авторами и наследниками авторов», – пояснил программный директор радио «МИР» Михаил Мишин.
Недавно стало известно, что легендарная группа «Кино» в следующем году даст концерты спустя 30 лет после распада. Об этом заявил сын Виктора Цоя Александр – он же продюсер шоу. По его словам, на концертах покажут видео из личного архива лидера «Кино» и будет звучать оцифрованный голос Цоя.
«Будет микс ностальгических, архивных материалов, съемок, оживленных фотографий. Мы хотим сделать яркое современное шоу. Возникают разные эмоции, это большая ответственность. Мне нужно это воспринимать как профессиональную деятельность в первую очередь, чтобы оправдать возложенные в нас ожидания, а эмоции – это мое личное», – отметил Александр Цой.
Билеты уже в продаже – от 2,5 до 12 тысяч рублей. О том, что шоу не ради денег, музыканты заявили сразу. Александр Цой - наследник авторских прав - и вовсе выступает за открытый доступ к произведениям отца и за использование песен назначает минимальную стоимость.
Какой будет сумма отчислений, решают сами наследники. Сколько они назначают – такую информацию в России не принято озвучивать. С 1995-го все советские и российские произведения защищены и за пределами страны. Закон отстаивает авторские права музыкантов, писателей, художников и создателей фильмов.
«Соавтором фильма «Высоцкий, спасибо, что живой» был Никита Высоцкий. Насколько я понимаю, он давал согласие на использование песен. То есть он получал как наследник авторский гонорар, и получает гонорары за использование фильма, потому что является его соавтором», – объяснила юрист Юлия Богатырева.
Напомним, что фильм 2011 года «Высоцкий, спасибо, что живой» в прокате собрал 27,5 млн долларов. Сегодня авторские права на произведения Владимира Высоцкого принадлежат не только его сыновьям Никите и Аркадию, но и актрисе Марине Влади. У каждого своя доля. Как заявлял Никита Высоцкий, отчислений не хватает, даже чтобы оплатить услуги юристов, которые находят нарушителей прав.
Либо наследники звезд эстрады немного лукавят, либо писатели в нашей стране на порядок богаче. После смерти договор автора с издательством продолжает действовать. Значит, продолжают выплачиваться гонорары. Получают деньги с продаж книг напрямую наследники авторских прав.
«Самые печатаемые детские авторы, это, безусловно, Чуковский, Маршак, Бианки, Захадер. Речь идет о сотнях тысяч экземпляров в год. По данным категориям отчисления действительно большие и могут составлять несколько миллионов рублей», – заявил юрист издательства «АСТ» Тимур Алиев.
Споры в судах за интеллектуальную собственность не редкость. По закону даже в кафе нельзя ставить музыку без разрешения владельцев авторских прав. Но все же память о музыканте или писателе должна исчисляться не количеством купюр. О выгоде перестанут думать, вероятно, тогда, когда произведения станут народным достоянием. Это произойдет только спустя 70 лет после смерти автора.
Подробнее в сюжете: Культтуризм