Город-памятник Венеция фактически уходит под воду. Ущерб составляет уже миллиард евро. Самое страшное, что это только начало. Но равнодушных нет. Россия уже предложила помощь, ведь для русского человека Венеция – город особенный. Почему – узнавал корреспондент «МИР 24» Глеб Стерхов.
Самый популярный мем всех мировых СМИ на этой неделе, который в переводе не нуждается: «Итальяна Атлантида». Туристическая Мекка всех времен и народов. Еще не утопленник, но откачивать ее, умирающую, во всех смыслах все труднее. Улицы ее больше не отличаются от знаменитых каналов. Вода повсюду. Такое бедствие здесь было лишь однажды. В 1966-м уровень воды поднялся на 194 сантиметра. К концу этой недели – уже 187.
«Нам говорили, что будет подниматься, но что так сильно, никто не знал. Как нам удается сохранять имущество при такой сырости, при таких частых наводнениях? Никак! Стараемся поднимать выше всю технику. Но если вода превышает метр шестьдесят, то мы ничего не можем делать», – поделился местный житель Василий Постолаки.
Синоптики пугают, что это не предел. Еще пару дней солнца, а потом ждите проливные дожди еще на неделю.
Судам под многими мостами уже не проскочить. Поднимающаяся вода ломает о причалы катера и гондолы, рвет цепи и швартовые тросы. Чуть зазевался, за волной не уследил и все: можешь сказать любимой яхте «чао».
Вплоть до пятницы в городе был парализован общественный транспорт. Туристов происходящее, похоже, не пугает. Многие специально приезжают именно в сезон, который тут называют «аква альта» – «высокая вода».
То, что туристу в радость, для венецианца может быть смерти подобно. «Наш дом находится на первом этаже, и каждый раз нас затапливает. Это большая проблема не только сейчас, но и в прошлые годы», – посетовал местный житель Марко Замунан.
В этом году затопило и там, где никто не ждал. Бутики, рестораны и сувенирные лавки подсчитывают убытки. «Вот, например, ущерб в нашем магазине, где я сейчас работаю, составляет 22 тысячи евро. Было очень и очень страшно. Здесь, в Венеции, все сидели дома, не могли выйти даже в магазины, ничего не работало», – рассказала сотрудник магазина Алина Дандис.
Из здания мэрии не мог выйти и градоначальник. Во вторник он объявил происходящее катастрофой. В среду вышел к журналистам и, стоя по колено в воде, озвучил первоначальный и приблизительный ущерб от наводнения: миллиард евро, а еще добавил, что «мы разрушили Венецию».
«Ветры с севера и юга вошли в гавань, толкая море в лагуну и увеличивая прилив. Без этого прилив, вероятно, составил бы 155 сантиметров, но мы набрали еще 20 сантиметров. Затем море затопило Пеллестрину – остров, который защищает Венецию. Подумайте о том, что дома на острове все еще находятся под водой», – заявил мэр Венеции Луиджи Бруньяро.
Остров Пеллестрина – один из десятков в Венеции. Это природный барьер между южной лагуной и Адриатическим морем. Он первый принял на себя удар стихии. Там двое уже погибли, один человек утонул, вторую жертву убило током.
«Большая вода-2019» породила большой же скандал. Еще в 1980-х для спасения Венеции от наводнений разработали специальный проект с символичным названием «Моисей», перед которым, как известно, расступилось море. Суть проекта заключается в строительстве огромных шлюзов, которые изолируют лагуну во время приливов. Металлические конструкции по 300 тонн каждая должны подниматься со дна. 78 барьеров в два ряда перекрывают три пролива. Закончить должны были в 2011-м, но стройка «Моисей» превратилась в долгострой.
«Это сооружение способно защищать город от подъема воды до трех метров. И сейчас выясняется, что большая часть денег уже израсходована, технология устарела. То есть возможно, что деньги были потрачены впустую», – сказала старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО, доцент, кандидат политических наук Елена Маслова.
«Моисеем» спасти Венецию так и не получилось, но существуют альтернативные идеи. Геологи Университета Падуи предложили не море задерживать, а поднимать саму Венецию целиком, вместе со зданиями.
Для этого нужно закачать через гигантские трубы под основание островов огромные объемы морской воды. По расчетам песок под городом расширится, а Венеция начнет подниматься по 30 сантиметров в год. Стоимость проекта всего 100 миллионов евро – в 50 раз дешевле «Моисея». Но дальше компьютерных моделей дело не пошло. Денег ни на один альтернативный проект так и не выделили, а времени на раскачку нет. Все чаще звучат пугающие прогнозы экспертов по всему миру: Венеции суждено полностью уйти под воду еще до конца этого столетия.
«Каждый следующий шторм и нагон будет все опаснее и опаснее. А то, что уровень будет повышаться, – несомненно, потому что планируется потепление климата, и к концу столетия на полметра уровень мирового океана поднимется», – заявил доктор географических наук, завкафедрой метеорологии и климатологии геофака МГУ Александр Кислов.
Еще полметра подъема мирового океана в нынешних условиях затопит весь город по самые крыши и навсегда. Часть Венеции всегда находилась ниже уровня моря. Город построили венеты – племена, которые жили в окрестностях нынешней Северной Италии. Они искали место, где можно было укрыться от нашествия варваров. Гуннам и лангобардам и в голову не приходило, что в этом непригодном для жизни месте можно чем-то поживиться. Потомки венетов смогли не только выжить, но и превратить эту территорию в Венецианскую Республику – мощнейшее торговое государство, не зависящее ни от кого. С тех пор много воды утекло.
На знаменитой площади святого Марка стоит одноименный собор. Каждый сантиметр здесь – произведение искусства. В описании памятника ЮНЕСКО выделяют уникальные мозаики в византийском стиле, но с каждым потопом какую-то маленькую часть своего убранства этот шедевр теряет безвозвратно. А в базилике Святого Марка вода затопила склеп с мощами. Ее уровень уже ровно по середину гробницы.
Гостям Венеции все это стараются не показывать. А еще им не скажут, какую именно картину великого художника заменили копией, потому что подлинник находится на реставрации. Какие именно части мозаичного пола XV века, а какие – новодел прошлого лета.
На этой неделе сразу несколько лучших реставрационных мастерских планеты направили официальное предложение итальянским властям помочь спасать Венецию. Россия не исключение.
В Москве в загородном дворце императрицы Елизаветы Петровны находится офис своеобразного «искусствоведческого МЧС». У местных мастеров цели, как в девизе у спасателей: «Предотвращение. Спасение. Помощь». Только в данном случае речь идет о жизни бесценных шедевров старины.
Государственный научно-исследовательский институт реставрации восстанавливает предметы старины со всего мира. Работали с Грецией, Германией, Францией, Голландией, Индией и еще десятком стран.
«Вы видите реставратора, который работает маленьким тоненьким заточенным надфилем, иногда мы применяем заточенные иглы. И два года ежедневного труда. Вы можете понять, насколько это кропотливо, насколько это важно», – сказала заведующая отделом научной реставрации станковой темперной живописи Российского Государственного НИИ реставрации (ГосНИИР) Татьяна Чаленко.
Два года минимум на одну картину или часть одной фрески, притом что их в Венеции сотни тысяч. А наводнения происходят и весной, и осенью. И каждый раз все сильнее. В этом году власти сообщают о повреждении колонн в здании Венецианской оперы и фасадов храмов. Реставраторы показывают наглядно, как соленая вода белый камень и мрамор портит. А в смеси с канализационными водами и выбросами предприятий обращает в прах за считанные годы.
«Вот сейчас мы находимся в мастерской по реставрации камня и монументальной скульптуры, и на примере представленных предметов мы наблюдаем различные соли, которые камень впитывает как губка. Постепенно они из него выходят через испарения, но вместе с этим процессом они уносят часть самого камня», – поделился заместитель директора Российского государственного НИИ реставрации (ГосНИИР) Алексей Петрушкович.
Неудивительно, что русские специалисты готовы бросить все и отправиться в Венецию спасать шедевры мирового искусства.
«Венеция получила все рефлексии русской культуры. Я уж не говорю про то, что было в XVIII, XIX, ну и отчасти в XX веках. Поэтому Венеция, конечно, русский город. Придите на кладбище, там покоится прах Бродского. Этого достаточно, чтобы сказать: это русское место», – сказал спецпредставитель президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.
Для поэта Иосифа Бродского Венеция стала и второй родиной, и последним причалом. Венеция напоминала ему родной Ленинград. Последние 20 лет жизни он приезжал сюда по нескольку раз в год. И похоронен он здесь. На острове Сан-Микеле много могил «градни русси», «великих русских» по-итальянски. Среди них – импресарио Сергей Дягилев и композитор Игорь Стравинский.
Вот уже десятки лет на Венецианском кладбище никого не хоронят, а местные жители, особенно молодежь, из города уезжают, потому что проживание стало обходиться слишком дорого. Да еще убытки от постоянных потопов. Но одно остается постоянным: число людей, которые каждый год миллионами приезжают сюда, для того чтобы почувствовать город.