09:38 25/11/2019

Ветеран рассказала, как защищала Брест от нацистов

Персональная благодарность! В Москве волонтеры навестили ветерана Великой Отечественной Зою Смирнову. Войну она встретила утром 22 июня в Бресте, когда нацисты атаковали ее родной город. Родительский дом стоял всего в километре от легендарной крепости. Статус участника войны Зоя Смирнова получила за подпольную работу, рассказывает корреспондент «МИР 24» Сергей Поляков.

«Вдруг страшный грохот и молнии за окном. Мы проснулись, естественно. Мама говорит: гроза, надо радио выключить. А папа говорит: это не гроза, это война», – вспоминает Зоя Смирнова.

22 июня 1941-го Зою Смирнову родители собирались отправить в пионерский лагерь. Планы сорвала бомбежка. Их дом стоял в километре от Брестской крепости. Из окна была видна пылающая цитадель. Тем же утром немецкие мотоциклисты появились и в городе.

«Тогда я увидела первого человека, который погиб на войне. Буквально у ворот нашего дома лежал паренек в нижнем белье. А рядом с ним ящик с патронами и две винтовки. Он не успел одеться, но успел захватить две винтовки и ящик с патронами. Понимаете?» – отметила  участница Великой Отечественной войны Зоя Смирнова.

Заключенные облизывали пол, пытаясь добыть воду:


Так началась война Зои Смирновой. Статус участника Великой Отечественной она получила за подпольную работу в оккупированном Бресте. Сегодня Зою Павловну пригласили на фотосессию «Герои России, какими их не видел никто». Вспомнить путь, который прошла ее семья.

Всероссийский фотопроект «Герои России, какими их не видел никто» проводит благотворительный фонд «Память поколений», который стремится не только по-новому рассказать о повседневной жизни наших героев-защитников, но и привлечь внимание жителей всей страны к пожертвованиям для оказания адресной высокотехнологичной медицинской помощи ветеранам. 

Зоя Смирнова вспоминает: подпольщики Бреста помогали партизанам в лесах. Городская группа насчитывала около 700 человек. Зоя Павловна в свои семь с половиной лет была одним из связных. Однажды чуть не попалась в руки гестапо. Спасла кукла.

«Два компаса было, бинокль, бумага белая. Надо было маме передать в партизанский отряд. Сверху положили тряпочки и куклу: ты идешь играть. Остановили. Немец стал тыкать туда своей плеточкой: что там? Я достала эту куклу. Я по-польски хорошо говорила: лялька, говорю, играть иду. Молчит. Ну, думаю, не понимает», – сказала ветеран.

Зоя Павловна до сих пор хранит семейные реликвии – фотографии, списки подпольщиков, отцовский бинокль – папа был разведчиком у партизан – и копию той самой куклы. Рассказывает о подвигах своих родителей и сожалеет, что так мало известно о том, какую роль сыграли подпольщики в борьбе за освобождение родины.