28 ноября 1974 года, в День благодарения, состоялся один из самых запомнившихся нью-йоркцам концерт Элтона Джона. В те годы будущий сэр Элтон уже достиг своего Олимпа славы, но легендарным это выступление сделал другой факт. Дело в том, что в тот вечер под сводами «Мэдисон Сквер Гарден» выступил еще один музыкант, которого поклонники Элтона встретили едва ли не более бурными овациями, чем хозяина вечера. 20 тысяч человек, как один, повскакивали со своих мест, когда на сцене появился Джон Леннон. Никто не ожидал такого поворота событий, и те, кому посчастливилось побывать на том знаменитом концерте, до сих пор вспоминают его с восторгом.
Это выступление стало последним для Леннона, который был застрелен Марком Чепменом 8 декабря 1980 года. К несчастью, полноценной записи концерта не существует, зато есть весьма занятная история, которая за ним стоит. Спойлер: вся затея была предметом спора. Хотите узнать подробности? Тогда скорее читайте интервью, которое сайту «МИР 24» дал большой знаток творчества Джона Леннона и группы The Beatles, создатель сайта www.beatles.ru Алексей Богаевский.
– Алексей, что это было за пари между Ленноном и Элтоном Джоном? Кто у кого в итоге выиграл?
– В 1974 году Леннон выпустил альбом «Walls and Bridges». Элтон Джон принимал участие в записи песни «Whatever Gets You Through the Night», которая также была выпущена как сингл. Он поспорил с Ленноном, что эта песня сможет занять первое место в чартах США. Сингл стал номером 1 в американских чартах, и Леннон, проигравший спор, был вынужден выйти на сцену вместе с Элтоном и спеть три песни – таково было условие пари. Записи этого концерта не существует; если я правильно помню, есть только запись без звука. Также есть аудиозапись этого выступления, она вышла официально на дисках самого Элтона.
– Какие песни исполнил Леннон?
– Вместе с Элтоном Джоном Леннон сыграл три песни: «Lucy in the Sky with Diamonds», «Whatever Gets You Through the Night» и – внимание! – песню Пола Маккартни «I Saw Her Standing There». Для Леннона это был неожиданный выбор.
– Вы предвосхитили мой вопрос. Как раз хотела спросить, почему, на ваш взгляд, он выбрал эту песню? Ведь, насколько мне известно, после распада группы их отношения с Маккартни были натянутыми?
– Нет, это очередной миф! Леннон и Маккартни общались все годы после распада The Beatles. Просто там суть была в том, что Леннон расстался с Йоко Оно, у него был длинный период в жизни, который он позднее назвал «Потерянный уик-энд» («Lost Weekend»). В то время он как раз заново сдружился с Миком Джаггером, общался с Элтоном Джоном, Дэвидом Боуи, Гарри Нилсоном. В том числе он встречался с Маккартни, у них даже был совместный джэм. Но в силу того, что были восстановлены отношения с Йоко Оно, дальше ничего не последовало.
Фото: TASS/ZUMAPRESS.com / Aftonbladet / Ibl Bildbyr
– Я читала о том, что Леннон сильно сомневался в том, что «Whatever Gets You Through the Night» станет хитом, но Элтона Джона что-то зацепило в этой пластинке. Как вы думаете, что такого особенного он услышал в этой композиции?
– Элтон помогал Леннону в записи пластинки Walls And Bridges, в том числе в записи таких песен, как One Day at a Time (Леннон там на бэк-вокале), «Lucy in the Sky With Diamonds», кавер на которую Элтон записал и он стал большим хитом в США. А в песне «Whatever Gets You Through the Night», которую они вместе сочинили и исполнили, Леннон не видел такого мощного коммерческого потенциала. Элтон же в тот момент был одной из звезд №1 и он четко понимал, что будет продвигаться в чартах, а что нет. Собственно, поэтому они и поспорили. Леннон писал очень хорошие альбомы, в том числе его альбом «Walls and Bridges» тоже стал хитом в США и очень хорошо продавался. Но он не мог сравниться по популярности с Элтоном, потому что время уже поменялось: немного «провернулось» колесо поп-музыки и другой формат был в моде – как раз тот, который Элтон хорошо знал и практиковал.
– Какие отношения связывали Элтона Джона и Леннона? Они были близкими друзьями?
– Да, вплоть до того, что Элтон Джон – это крестный отец сына Леннона, Шона. Предполагаю, что наиболее плотно они стали общаться как раз во время этого самого «потерянного уикэнда», когда Леннон жил сначала в Нью-Йорке, потом в Лос-Анджелесе. А Лос-Анджелес – это такой город встреч и постоянных тусовок, там очень хороший климат, много хороших студий, много хороших звукорежиссеров, ну и вообще все благоприятствует созданию прекрасных музыкальных произведений. Кстати, это до сих пор так.
– Спустя год после концерта в «Мэдисон Сквер Гарден» Леннон выпустил альбом «Rock’n’Roll», а в 1980 году выходит пластинка «Double Fantasy», ставшая для музыканта последней. Как вы думаете, успел ли Леннон сказать в музыке все, что мог? Или такие великие музыканты не могут просто так взять и исписаться?
– Нет, конечно, нет! Леннон, наоборот, был на подъеме в 80-е годы. Он сочинил великолепный новый альбом, собирался отправиться в мировое турне, даже рассматривал вариант воссоединения The Beatles. И как раз обидно, что все оборвалось именно на этапе старта всех этих планов. Ну а потом, Леннон сам по себе очень талантливый поэт и композитор, поэтому, мне кажется, он бы много чего хорошего еще мог создать.
– В 1975 году Леннон объявил о том, что завершает свою музыкальную карьеру и целиком посвятил себя семье. Потом он все же вернулся к творчеству, но не был ли этот перерыв признаком того, что он начал уставать от жизни суперзвезды?
Фото: TASS / AP
– Представьте себе: в 20 с небольшим Леннон попал в такую мясорубку, в которой не было ни одного свободного дня, чтобы просто пожить нормальной жизнью. И тут, в середине 70-х, ему такой шанс предоставился. Он с радостью им воспользовался! Концерты, съемки, запись песен, гастроли – эта круговерть происходила нон-стопом. Конечно, битлы, а в особенности Харрисон и Леннон, очень тяготились всей этой историей – тем, что они не могут никуда выйти, что все их узнают, постоянно от них чего-то хотят... Им хотелось обычной человеческой жизни. Кроме того, где-то в 1979 году Леннону стало немножко наскучило то, что он делал в рамках The Beatles – как всякому музыканту, ему хотелось самореализации. И произошла такая интересная история. В 1980 году Леннон вместе с несколькими попутчиками отправился на парусной яхте из Нью-Порта на Бермудские острова. На третий день пути они попали в сильный шторм. И там, в этот стрессовый момент, музыканта осенило. Он стал, как сумасшедший, записывать новый материал. Появилось очень много новых песен, часть которых потом вошла в новый альбом – «Double Fantasy». И все закрутилось заново.
– Мне кажется, что битломаны делятся на тех, кто винит Йоко Оно в распаде The Beatles, и тех, кто считает, что она не была основной причиной. Как вы думаете, какую роль эта женщина сыграла в жизни группы?
– Честно сказать, мне кажется, что Йоко была сфокусирована только на самой себе. Она приветствовала все, что помогало ее карьере и могло ее как-то продвинуть. The Beatles в данном случае мешали ей использовать такого человека, как Леннон, в своих целях. Но, с другой стороны, жизнь так складывалась, что группа шла к распаду. И, не будь это Йоко, это все равно бы рано или поздно произошло. У всех в конечном счете появились свои интересы, свои женщины, свои семьи. Конфликт между Ленноном и Маккартни так или иначе назревал и обязательно бы «рванул» в какой-то момент, нужен был только катализатор.