Почти сотня казахстанцев находится в экстремистских организациях в зонах конфликта на Ближнем Востоке. Такие данные озвучили в Комитете национальной безопасности республики. О том, как возвращают своих граждан на родину и как борются с радикальным исламизмом в стране, – сюжет корреспондента «МИР 24» Гульмиры Жанзаковой.
В экстремистских организациях за пределами Казахстана могут находиться около 100 жителей республики. Он не показывает лицо и не называет свое имя. Мужчина шесть лет отсидел за пропаганду терроризма.
«У меня была своя страница, и я распространял видео, запрещенное на территории Казахстана. Как боевики воюют, людей убивают, казнят. Просто мне интересно стало, кто они такие вообще. Знания не было у меня, просто намаз совершал», – сказал осужденный.
Вместе со свободой мужчина потерял невесту и перспективную работу. Только в тюрьме он осознал, что натворил.
«Я понял, что это неправильно – губить жизнь за чьи-то идеи», – признался осужденный.
После освобождения его отправили в реабилитационный центр. В республике таких 13. Здесь люди получают помощь психологов и теологов.
«Мы объясняем, в чем он заблуждался, куда он уходил, почему этого нельзя было делать. Объясняем им положение традиционного ислама в Казахстане», – указал теолог Центра исследования проблем религий Марат Смагулов.
Сегодня, по данным Комитета национальной безопасности, последователей деструктивных религиозных идеологий в Казахстане более 20 тысяч человек.
«Значительное их число зафиксировано в Атырауской, Актюбинской, Туркестанской, Карагандинской областях, городах Алматы и Нур-Султане. Поэтому главная наша задача – это оздоровление религиозной ситуации как в наиболее уязвимых регионах, так и в целом в стране», – пояснил заместитель начальника антитеррористического центра Сергей Швейкин.
С начала года в Казахстане проходит спецоперация «Жусан» в переводе – «горькая полынь». Для казахов – символ степи и родины. Ее цель – вернуть домой из Сирии женщин и детей, которых увезли из Казахстана.
«В рамках операции «Жусан» возвращено 156 женщин, 406 детей и 33 мужчины», – рассказал директор информационно-пропагандистского и реабилитационного центра Алим Шауметов.
Айша в Сирии прожила почти четыре года. Самым счастливым днем считает тот, когда с пятью детьми снова оказалась дома, в Казахстане.
«Может, где-то в чем-то нуждаюсь, но зато я в безопасности. На меня не летит никакой снаряд. Я не беспокоюсь за детей, что они могут остаться ранеными, без руки, без ноги», – указала Айша.
А поначалу ее муж обещал в Сирии хорошую жизнь. Законы шариата, свой бизнес. В сухом остатке – война и лишения. Сам мужчина погиб, сражаясь за сомнительную правду террористов.
Из тех, кто вернулся на родину, 10 человек осуждены, еще 14 ожидают решения суда. Их обвиняют в терроризме и вербовке людей. Задача следователей – разобраться, кто стал радикальным исламистом по убеждениям, а кого затянули в идеологические сети обманным путем.
Подробнее в сюжете: Борьба с терроризмом