12:46 26/11/2019

«Чертова гребля»: кто построил тайную подводную дорогу на озере Нарочь в Беларуси?

МТРК «Мир»

Небольшой городок Лепель, что в Витебской области, часто называют краем седых валунов и жёлтых кувшинок – из-за большого количества озер, разбросанных в окрестностях. Их тут порядка 140. Самое большое из них – Лепельское, площадью более 10 квадратных километров. На берегу этого красивейшего водоёма и расположился небольшой частный дом. Здесь живет гидробиолог Николай Гапанович. Впрочем, первым встречает нас не сам хозяин, а огромный чёрный пёс.

«Проходите, не бойтесь. Это Фальк. Мой друг и напарник. Как-то мы с ним за день прошли 120 км», – смеётся хозяин. 

За плечами Николая Гапановича множество научных экспедиций. Об одной из них и пойдёт речь. Учёный рассказывает: идея исследовать нарочанские озёра зрела ещё с конца 90-х. Именно в то время в руки исследователя попало репринтное издание XIX века.

«Эту книгу процентов, наверное, на 70-80 написал белорусский историк, краевед и энциклопедист того времени по фамилии Киркор. Моё внимание привлекла одна из глав – в ней описывалась тайная подводная дорога», – вспоминает гидробиолог. 

Между лежащею на берегу озера деревнею Наносы и расположеннымъ на противоположномъ берегу мъст. Мядзiолъ, въ озеръ находится так называемая въ народъ Чортова гребля, съ которую связаны разныя сверхъестественныя преданiя. 31 iюля 1854, я вмъсте съ знаменитым авторомъ Литовскихъ очерковъ, Игнатiемъ Ходзько, изслъдовалъ эту Греблю въ подробности. Ширина такая, что можно бы свободно по ней ъхать четверкою рядомъ запряженныхъ лошадей.

«Название «Чёртова гребля» врезалась мне в память. Киркор, описывая её, указывал на то, что непонятно, кто эту дорогу проложил. Автор ссылался на народные поверья, в которых так и говорилось, что это черти её и построили», – рассказывает гидробиолог. 

Было решено отправиться на поиски гребли. Еще до начала экспедиции учёные изучили аэроснимки и фотографии озера со спутника. Впрочем, исследователи не представляли, что ждет их в этом походе.

«Кто бывал на Нарочи, тот знает: в июле в предгрозовые минуты в воздухе накапливается такой заряд, что озеро просто выплескивает всю влагу в виде шторма», – поясняет Гапанович.

Высота волн доходила до 2 метров. Удержать на плаву каяки, на которых передвигалась экспедиция, было сложно. Ситуацию усложняло еще одно обстоятельство: чтобы попасть в предполагаемый район поисков, приходилось пересекать всю Нарочь.

«Там находится Национальный парк, и остановиться научной экспедиции там, где хотелось, не представляется возможным. В итоге мы оказались на одном берегу, а то, что искали, – на другом», – говорит Гапанович.

Первый день поисков результата не дал. На второй удалось лишь идентифицировать место, описанное в книге, но из-за штормовой погоды эхолот выдавал неточные данные.

«Согласитесь, шансов что-либо отыскать не так уж и много: во-первых, сколько времени прошло. Во-вторых, могло измениться и расположение деревень, указанных в старинной книге», – говорит гидробиолог.

Но на третий день удача им улыбнулась: сведения XIX века подтвердились, и гребля была обнаружена.

«Возник вопрос происхождения этой так называемой гринды: чьих рук это дело – чертей, людей или всё же это природное образование? Предположения были самые разные. Что это, например, дорога древних русичей на Гиперборею. Или посадочная полоса марсиан, которая была затоплена со временем в результате поднятия вод озера, – смеётся учёный. – Однако нам хотелось найти обоснованное научное объяснение, что же это такое». 

После анализа данных участники экспедиции сделали первые осторожные выводы. 

«Если посчитать объём строительного материала, то на возведение такой гребли потребовалось бы 800 самосвалов валунов, гальки и булыжников. И это только по самым скромным подсчётам. Поэтому мы пришли к выводу, что имеем дело с ледниковым образованием. Т.е. это – каменная насыпь, которая образовалась в результате отступления ледника», – объясняет ученый. 

Сведения о так называемых «чёртовых греблях» встречаются не только в белорусских источниках. Например, в Литве их называют кулгрындами, в Ирландии – питроудами. Как правило, эти тайные дороги – каменные, деревянные, земляные – имели рукотворное происхождение и считались фортификационными сооружениями: по ним в случае опасности можно было уйти всем поселением. Возраст самой старой и изученной учёными тайной тропы – а она находится в Англии – 7 тысяч лет.

«Например, на данный момент в Литве под охрану государства взято 4 кулгрынды, которые обследованы, и о которых получено заключение историков, что они являются сооружениями – древними сооружениями, – рассказывает гидробиолог. – А по одной из них даже организовали туристический маршрут».  

Впрочем, искатели признаются: гребля требует дальнейшего изучения. А это значит, что у будущих исследователей есть возможность оспорить выводы экспедиции и отыскать иной – мистический – след возникновения тайной подводной дороги.