Традиционные сапоги кочевников – маасы – снова в тренде в Кыргызстане. Но изготавливать их умеют немногие. В столице страны технику знают всего несколько мастеров. Корреспондент «МИР 24» Чинара Сыдыкова выяснила, куда отправляться за уникальной обувью.
Маасы – кыргызские сапоги из сыромятной кожи, на мягкой подошве и без каблуков. На улице поверх этой обуви надевают калоши, дома же маасы можно не снимать, а ходить в них как в домашних тапочках. Сегодня маасы на рынке спрашивает едва ли не каждый второй покупатель: это раньше сапожки считались обувью для пожилых, а сейчас их с удовольствием носит и молодежь. Во-первых, – это удобно, во-вторых – все национальное снова входит в моду.
«Обувь настолько удобна, красива и прочна, что имеет спрос и в наши дни. С наступлением холодов есть наплыв покупателей», – рассказал продавец национальной обуви Рахат Ибраев.
Спрос большой, а вот сапожников, которые владеют древним искусством, мало. Но для своих клиентов они стараются и делают старинные сапоги понаряднее.
Больше всего мастеров мааса живет на юге Кыргызстана. Но есть один и в столице – Бакыт Байызов шьет такие сапоги уже 25 лет. Он делает упор на историческое соответствие: его изделия – в точности, как те, что носили бабушки.
«Женские сапоги шили из телячьей кожи. Вместо нитей раньше использовали жилы животных, а красили обувь натуральными красками из растений», – пояснил Байызов.
Среди покупателей Бакыта Байызова – не только простые бишкекчане. Для сцены и дома сапожки заказывают артисты театра и кино, певцы. Правда, его дизайнерская обувь дороже рыночной, но мастер обещает, что прослужат такие маасы дольше.