Королева русской песни Людмила Зыкина долгие годы собирала свою личную коллекцию ювелирных украшений, но после смерти наследники ее так и не смогли договориться между собой. Теперь уникальная коллекция Зыкиной может уйти с молотка. Репортаж корреспондента «МИР 24» Маргариты Гырыловой.
Три шкатулки, бусы из бисера, четыре грампластинки и бюст Наполеона, пожалуй, единственное, что выполнено не из драгоценного металла. Золотой гарнитур, например, усыпан бриллиантами природного происхождения: только в колье их 112 штук. Когда-то, в самом начале карьеры, именно за бижутерию на шее молодую артистку Зыкину пристыдили.
«Перед каким-то концертом она общалась с Руслановой. Та посмотрела на бижутерию и сказала: «Сними!» – вспоминает главный дирижер ансамбля «Россия» Николай Степанов.
«Негоже русской певице ходить в бижутерии, тем более ты уже известный человек. Поэтому одни, но сережки золотые. Шубка пусть каракуль, но шубка», – сказала заслуженная артистка России Светлана Дятел.
Повторять два раза Зыкиной было не нужно. Уже на следующих гастролях она пошла с экскурсией на ювелирный завод, где увидела серьги. До конца жизни серьги оставались любимыми. Вокруг сапфира – 10 бриллиантов. А за концерт молодой певице тогда платили всего 16 рублей.
«А серьги стоили приблизительно как машина. И она дает себе задачу: заработать на эти сережки и вернуться, пока она ездила по Свердловской области. И она на обратном пути уже насобирала эту сумму», – добавила Светлана Дятел.
С годами популярность росла, гонорары тоже. В конце 80-х у Зыкиной уже утроенные ставки и доплаты, как тогда говорили, за высшую категорию актерского мастерства. «При гонорарах артистов эстрадных до 100 рублей, Людмила просила 300 рублей и получала эти ставки», – говорит певец и продюсер Михаил Михайлов.
«Проходил концерт летом, тогда еще не было кондиционеров. Жарко, публика ее не отпускает, просит спеть на бис. Она выходит к какому-то местному начальнику и говорит: «Я уже не могу». Он отвечает: «Ханум, ты не пой, просто ходи туда-сюда», – рассказал народный артист СССР, чрезвычайный и полномочный посол Азербайджана в России Полад Бюль-бюль оглы.
«Людмилу Зыкину любили настолько, что заваливали подарками. Вручали их лично и слали посылки на дом. Вы представляете рынок в Баку. Унести все было практически невозможно. За нами шли еще какие-то люди и несли эти подарки с рынка», – вспоминает Николай Степанов.
А колье ручной работы – 127 бриллиантов в золоте – Людмиле Зыкиной подарил лично Гейдар Алиев.
«Он ей вручил это колье, она тут же взяла. У нее было кольцо на пальце с бриллиантами. Она его сняла и подарила президенту. И это кольцо теперь в музее Азербайджана», – поделилась Светлана Дятел.
Со своими украшениями певица расставалась легко. Много чего дарила, на гастроли всегда возила ювелирный чемоданчик. Снаружи – царица, в душе – простая русская женщина. Зыкина родилась в семье токаря и санитарки. О сцене не думала, работала швеей. Однажды гуляла по Тверской и увидела объявление о конкурсе молодых исполнителей. В шутку поспорила с подружками на мороженое, что пройдет. Прошла! Из полутора тысяч конкурсантов в хор Пятницкого зачислили трех юношей и ее. Комиссии понравился простонародный напев. Дома у Зыкиных так пела бабушка, а Люся в той же манере всегда подпевала.
Зыкина не хотела оставлять детей на время гастролей, поэтому так и не решилась родить. Замужем была четыре раза. Отец Людмилы Георгиевны был женат дважды. В первом браке у него родилась девочка Люда, во втором – сын Саша. Дети сводного брата Зыкиной – Сергей, Георгий и Екатерина – сейчас и спорят за наследство. Живут наследники в деревне Кадыковка, в 120 километрах от Пензы. Школы нет, один магазин на всю округу, а живут здесь 160 человек. Живут и все друг о друге знают.
«Они купили магазин, ремонт сделали, но ничего не открыли. А то, что говорят бриллианты – не видно на них, ни дома, нигде нет. Были бы у меня бриллианты, я бы скотину не держала», – говорит местная жительница.
Жора – так здесь называют одного из племянников Зыкиной. У него трое детей. Жена – продавец в «сельпо». Сам он больше по хозяйству – разводит поросят. «Была Зыкина жива, он одну машину пригонит, вторую. Его обуют. Деньги жег пачками», – отметил он.
С сестрой братья не общаются. Она даже оставила дом и уехала куда подальше. Из всех троих Сергей оказался самым проворным. В 2012-м отправил с молотка коллекцию украшений. Неизвестный коллекционер купил тогда драгоценности певицы за 31 млн рублей, но итоги торгов аннулировали. Двум другим наследникам не понравилось быть в неведении. И вот сейчас аукцион хотят повторить. Стартовая цена основных лотов на этот раз скромнее – 1 млн рублей.
«История драматичная, и мы уверены, что сейчас ее можно завершить. Мы знаем, что наследники имеют желание, но трудно. Аукционный дом по условию договоров не имеет права разглашать контрактную сторону. Мы не имеем права рассказать, чьи именно конкретно это предметы. Это очень тяжело. Большое искушение взять и продать, но нельзя просто так взять и продать», – заявил владелец аукционного дома «12-й стул» Иван Ефимов.
Дату торгов не называют. Ждут примирения сторон, но зачем-то анонсировали событие, и всего на пять дней выставили коллекцию в Историческом музее. Те, кто хорошо знал певицу, говорят, что украшений у Зыкиной было гораздо больше. Но главное ее богатство – песни, и они – бесценны.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе