Окончание холодной войны. 30 лет назад у берегов Мальты прошла встреча генсека ЦК КПСС Михаила Горбачева и президента США Джорджа Буша-старшего. В результате переговоров было объявлено о прекращении конфронтации между СССР и США. Правда, ни одного официального документа тогда не подписали. Потому мальтийский саммит и сегодня вызывает массу вопросов, отмечает корреспондент телеканала «МИР 24» Анна Парпура.
Теплое рукопожатие, которое должно было положить конец «холодной войне». Лидеры двух держав – США и Советского Союза – встретились на Мальте. С обеих сторон – широкие улыбки и заверения о мире. Настроение саммита казалось безоблачным.
«Мы можем рассчитывать на прогресс. Контакт установлен. Хороший контакт», – отмечал генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев.
«Я особенно доволен тем, что мы провели эту встречу, и мы действительно получили представления о взглядах друг друга. Мы подготовили почву для решения проблем», – заявлял Буш-старший.
Но шторм бушевал – за иллюминатором теплохода «Максим Горький». На его борту проходил саммит. Место для исторической встречи выбирали долго. Мальтийский причал угодил обеим державам – географический центр Средиземного моря, где сходятся все стороны света. Переводчик Горбачева Павел Палажченко вспоминает: тесный теплоход оказался лучшим местом, чтобы сблизить соперников.
«Я помню, когда я шел вверх, а вниз по лестнице шла Кондолиза Райс. Мы почти столкнулись лбами, и таких случаев было несколько», – вспоминает переводчик.
Встреча Горбачева и Буша-старшего была закрытой. О ее итогах журналисты узнали лишь через два дня: все договоренности выгодны лишь для Америки. Советский Союз пообещал не вмешиваться в дела восточноевропейских стран и согласился на объединение Германии.
«Горбачев настолько тогда поверил Бушу, что был согласен на все, ведь с ним разговаривают на равных. Буш говорит все то же, что и он, зеркалит его слова. А это психологический ход», – указал политолог Игорь Шатров.
В ответ американский президент всего-то пообещал поддержать политику перестройки, которая проходила в СССР.
«Буш ему сказал: я буду ответственным, не буду ставить СССР в невыгодное положение», – рассказал Палажченко.
На саммите не было подписано ни одного соглашения. Соперники стали союзниками лишь на словах.
«Что стоила эта встреча, если через пару лет не стало Советского Союза? Это встреча была концом американско-советских отношений и переходом на американско-российские. На десятилетия мы получили «друга», который старался встроить Россию в западную систему», – отметил Палажченко.
Американцы объявили себя победившими в холодной войне, но Горбачев никогда этого не признавал. Последний генеральный секретарь ЦК КПСС уверен: страны Запада присвоили себе эту победу. В то время как Советский Союз сделал чрезвычайно много для того, чтобы положить конец гонке вооружений.
Подробнее в сюжете: История