Жесткая стоячая грива, массивное плотное туловище с тяжелой головой и крепкими ногами, песчано-желтый окрас и прямая спина – она не поддавалась дрессировке и не признавала авторитет человека. Эту лошадь не зря называют «Джунгарским чудом». Чудом, которое чуть было не исчезло с лица Земли и за возрождение которого сегодня борются в Казахстане.
Лошадь Пржевальского – действительно уникальное детище степей. Дикая, необузданная, выдерживающая суровые резко континетальные морозы и палящий летний зной. Бескрайние просторы Азии были ее родиной еще со времен Чингисхана, здесь с явным преимуществом она конкурировала с домашним скотом за пастбища и водопои. Возможно, из-за своего своенравия и оказалась на грани вымирания. Недовольные скотоводы и охотники решали проблему с помощью оружия. К 1969 году в природе не осталось ни одной лошади Пржевальского.
«Исторической родиной лошадей Пржевальского являлись районы Монголии и Китая (здесь ее называли кертаг), отсюда произошло их расселение в Европу и Азию, в том числе и в Казахстан. Здесь лошади обитали на лесостепных, степных и полупустынных просторах, включая нынешнюю Акмолинскую, Восточно-Казахстанскую, Карагандинскую области, включая северное побережье озера Балхаш. Древний ареал обитания лошади распространялся еще южнее.
Сохранились наскальные рисунки лошадей, похожих на лошадей Пржевальского. Древние останки лошадей были обнаружены даже под Астаной. К слову, в ущелье Теректы национального парка есть всего один наскальный рисунок с изображением лошади, по облику очень похожей на лошадь Пржевальского», – рассказывает начальник отдела науки, информации и мониторинга геопарка «Алтын-Эмель» Рустам Хабибрахманов.
Мало кому известно, что для ученых лошадь Пржевальского была впервые открыта именно на территории Казахстана. В 1879 году начальник Зайсанского пограничного поста А.К. Тихонов подарил ученому и путешественнику Николаю Пржевальскому череп и шкуру дикой лошади, ранее не известной науке. Петербургский ученый Иван Поляков по ним описал новый вид лошади, которую назвал именем Пржевальского. Позднее путем генетического анализа было выявлено, что у домашних лошадей – 64 хромосомы, а у лошадей Пржевальского – 66, а помимо того, лошади Пржевальского имеют уникальные генетические маркеры, не встречающиеся ни у одной породы домашних лошадей, даже у монгольской, с которой они веками жили бок о бок. Поэтому лошадь Пржевальского была признана отдельным самостоятельным видом.
После исчезновения этих животных в дикой природе, в зоопарках в воспроизводстве и получении нормального потомства смогли участвовать только 11 лошадей и одна единственная чистокровная кобыла – Орлица III, жившая в Аскании-Нова (биосферный заповедник в Херсонской области Украины). История этой лошади весьма интересна. В 1947 году правительство Монгольской Народной Республики преподнесло дикую кобылку лошади Пржевальского по кличке Алтай в дар Сталину, тот отдал ее Ворошилову, а тот, в свою очередь, передал ее в Асканию-Нова, где кобыла получила кличку Орлица III. Это была единственная в мире из живших в неволе диких лошадей, родившаяся на свободе. Поэтому она считалась международным эталоном.
Таким образом, все современное мировое поголовье лошадей Пржевальского происходит всего от 12 особей. Из-за инбридинга (близкородственного скрещивания) воспроизводить их было крайне сложно: нередки были случаи мертворождения, аномалий развития и уродства, искривления ног, «открытой пасти» и наследственных заболеваний. Тем не менее зоологи в разных странах не прекращали попытки разведения лошадей. Экспериментальные работы проводились в Китае, Монголии, Узбекистане, а украинские специалисты выпустили несколько особей в зону отчуждения Чернобыльской АЭС.
В Казахстане работы по реинтродукции (переселению и заселению вновь диких животных на территорию, где они ранее обитали) начались в 2002 году. Национальный парк «Алтын-Эмель» посетили французские ученые, сотрудники Института зоологии НАН РК и специалисты Мюнхенского и Алматинского зоопарков, которые положительно оценили территорию для возможного выпуска лошадей Пржевальского. В ходе встречи с генеральным директором геопарка Калыком Баядиловым была достигнута договоренность о сотрудничестве.
И уже в июле 2003 года состоялся первый завоз животных из Мюнхенского зоопарка. Лошадей доставили тремя партиями, прибыли четыре жеребца и четыре кобылы. До Алматы их везли в транспортных клетках на самолете, а затем в течении 5 часов они перевозились автотранспортом до места выпуска – кордона Кольбастау в 350 километрах от Алматы.
Национальный парк с севера ограничен отрогами Джунгарского Алатау, с юга – рекой Или и Капшагайским водохранилищем. Естественные преграды позволяют одновременно приучать лошадей к воле и присматривать за ними. В центральной части нацпарка расположена обширная равнина, которая протянулась с запада на восток на 100-120 километров и с севера на юг на 15-20 километров. В ее западной части находятся около 10 средних и небольших урочищ с родниками, травами, древесными и кустарниковыми зарослями из лоха узколистого, туранги, шиповника, шенгеля, саксаула. На сегодня это основной район обитания лошадей Пржевальского в нацпарке.
Завезенные из Германии лошади поначалу были выпущены в вольер площадью 3 гектара, внутри которого был сооружен санитарный сектор с навесом, отсек для сена, имелись кормушки для зерна и соли, а также поилка. Там же располагался жилой вагончик для госинспектора, который вел постоянные записи наблюдений за лошадьми.
«Постепенно лошади стали проламывать ограду и выходить наружу, в степи они паслись, а на ночь возвращались к вольеру. Но все они были зоопарковскими животными, иммунитет у них был ослаблен, а наш резко континентальный климат сильно отличался от влажного климата Германии. В итоге три кобылы погибли от пироплазмоза, от несчастного случая еще две, одна лошадь убежала к куланам. Сохранились две особи и приплод – три жеребенка, но все они были самцы, поэтому встал вопрос о завозе еще одной группы лошадей», – поделился итогами первого этапа эксперимента Рустам Хабибрахманов.
Вторая группа лошадей Пржевальского прибыла в «Алтын-Эмель» в апреле 2008 года: три кобылы и три жеребца. По словам зоологов, слияние двух групп произошло быстро: гаремный жеребец Балу стал проявлять интерес к новым подругам из второй группы и после недолгих ухаживаний увел их с собой. Но и с этими животными не все прошло гладко.
«Сразу после завоза из Германии всех лошадей мы привили от пироплазмоза, но немецкий препарат «Carbezia» оказался неэффективным в условиях Казахстана, поэтому впоследствии две кобылы все-таки погибли от этого заболевания. Лишь после применения местных препаратов такие случаи прекратились. Еще один жеребец погиб от волков, один потерялся в степи, родился один жеребенок – самец, – говорит Рустам. – Вообще, немецкой стороной нацпарку были переданы 14 лошадей, но для создания полноценной популяции нужно не меньше 30 основателей. Трудности были из-за преобладания в приплоде самцов и из-за того, что все пары приходились друг другу родственниками»
Специалисты отмечают, что лошади Пржевальского очень неприхотливы – не боятся холодов, жары, долгое время могут не пить и не есть, совершают многокилометровые переходы, очень осторожны, одарены превосходным обонянием, зрением и слухом, социально хорошо ориентированы и нежно относятся к членам своей группы. В случае потери одного из членов стада лошади ржут и ищут его. Боясь нападения волков, жеребцы стараются не отпускать кобыл от косяка при приближении родов. А родившиеся на воле жеребята пугливы, не едят сладкое, овощи и фрукты, если не приучать их к этому.
«Интересно, но у каждой лошади свой характер. Кобыла Гадалка, например, до сих пор не подпускает человека, да и жеребенок у нее диковат. Не заманишь даже сладостями. Обычно в рационе этих животных – сено люцерны и злаки. Мы привезли мешочек яблок с ближайшего кордона, где большой сад поспевшей лимонки, их они осторожно попробовали.
Может, и хорошо, что маленький жеребенок не подпускает к себе никого. Он дикий, значит, он и в природе будет вести себя так осторожно. И волка не подпустит, и шакала, будет убегать ото всех. Это же хорошо. А глава семейства, жеребец по кличке Голланд, ведет себя очень уверенно. Егеря говорят: защищает своих, может и лягнуть, и укусить, гораздо более агрессивен, чем домашние лошади. У меня было такое чувство, что он ко мне приревновал свою кобылу», – рассказал журналист Сергей Пономарев.
Всего в 2018 году в нацпарке насчитывалось 13 лошадей Пржевальского. Но на совещании с участием уполномоченного органа – Комитета лесного хозяйства и животного мира Министерства сельского хозяйства – было принято решение о передаче лошадей во вновь организованный Тарбагатайский государственный национальный парк, где когда-то тоже обитали эти животные. После этого восемь лошадей были переданы для временного содержания в зоопарк Алматы, в «Алтын-Эмеле» же сейчас осталась гаремная вольная группа.
Вторым значимым местом будущей реинтродукции лошадей Пржевальского в Казахстане является государственный природный резерват «Алтын Дала» в Костанайской области. Однако условием для завоза лошадей немецкой стороной является включение лошади Пржевальского в Красную Книгу Казахстана для обеспечения ее юридической защиты. Документы для включения уже подготовлены, но окончательного решения по включению пока нет.
Фото предоставлены Рустамом Хабибрахмановым.
Читайте также: