Уинстон Черчилль с женой Клементиной – чем не идеальная семейная пара? Она иногда называла его «мопс», он ее нежно – «киска». Он был чревоугодник, страстный игрок, заядлый курильщик, любитель виски и коньяка. Она с пониманием и терпением относилась к слабостям мужа. И лишь шила ему нагрудники, чтобы хоть как-то спасти одежду супруга от сигарного пепла, ведь Черчилль частенько засыпал с сигарой во рту. Политические взгляды Уинстона и Клементины были схожи. Например, отношение к Соединенным Штатам. Оба Америку не любили.
Но было и то, что супругов разъединяло. Советский союз – это та черная кошка, которая пробежала между ними. «Величайший ненавистник Советской России» – так говорил о Черчилле Ленин. Зато у его жены Клементины, в это трудно поверить, были две советские награды: Орден трудового красного знамени и золотой знак Отличника санитарной обороны. Их она получила в Москве, в конце Великой отечественной войны.
По легенде, Уинстон Черчилль как-то раз пожаловался советскому послу в Великобритании Ивану Майскому: «Моя жена совершенно советизировлась. Не можете ли вы выбрать ее в какой-нибудь из ваших советов? Право, она заслуживает». В СССР супруга британского премьера пользовалась искренним уважением. Ее вклад в победу Советского Союза над Германией – не абстрактное понятие. У него есть конкретное денежное выражение, женщина направила более семи миллионов фунтов стерлингов в качестве помощи СССР. А в октябре 1941 Клементина организовала Фонд по сбору денег для России. Первый взнос сделала она сама.
«Не только в самой Великобритании, но и со всех концов Британской империи, и из Северной Америки, и из Азии, хлынул поток писем и денежных пожертвований, различного рода подарков, которые предназначались для Красной армии. Этот фонд действовал и после окончания Второй мировой войны, пожертвования собирались до 1947-1948 года, несмотря на то, что холодная война вовсю началась. Формально он существовал до 1951 года», – рассказал доцент кафедры европейских исследований СПбГУ Дмитрий Портнягин.
Фонд помогал советским госпиталям. Великобритания отправляла в СССР медицинское оборудование, рентгеновские аппараты, протезы для инвалидов, хирургические инструменты, медикаменты. В Ростове-на-Дону построили два госпиталя. Они были полностью оборудованы медтехникой за счет Фонда Клементины Черчилль.
Идею помощи СССР подсказала Клементине Агнесса Майская – супруга советского посла в Великобритании. Миссис Черчилль не раз советовалась с женой дипломата, в чем еще нуждается СССР и что именно необходимо приобрести для Красной Армии.
Историки до сих не нашли ответ, почему супруга британского премьер-министра провела так много времени в СССР – целых 42 дня. Ведь даже День Победы – 9 мая 1945 года – она встречала в Москве. Спустя полтора месяца после Ялтинской конференции Миссис Черчилль прилетела в Советский Союз. В столице она жила в одном из лучших представительских особняков – в доме Ивана Миндовского на Пречистинке. Ее супруг останавливался здесь же во время своих визитов в 1942 и 1944 годах. Для поездки по стране Клементина получила пассажирский поезд, автомобиль из гаража особого назначения, охрану и обслуживающий персонал: поваров с официантами. В Кремле ее принимал лично Сталин
За шесть недель Клементина Черчилль побывала в Ленинграде, Ростове-на-Дону, Сталинграде, Курске, Одессе, в Крыму и на Северном Кавказе. Одни исследователи утверждают, что хитрый супруг отправил свою «Клемми» в долгое путешествие не просто так. Сэр Уинстон регулярно получал от жены письма. В них она докладывала обстановку в стране. Другие историки выдвигают версию, что Клементина выполняла роль «примирительной лошадки».
Знаменитую Фултонскую речь, которая стала предзнаменованием холодной войны, Черчилль произнес в марте 1946 года. Позднее, в 1950 году Он круто изменил свою риторику. На посту главы правительства Черчилль выступил за нормализацию отношений с Советским Союзом.
Клементина оказалась прозорливей мужа. Она обскакала сэра Уинстона на целых десять лет. То ли интуиция, то ли холодный расчет подсказали миссис Черчилль, что в отношениях с Советским Союзом действовать лучше мягко. Вот и супруг под конец своей политической карьеры пришел к такому открытию – к политике «мягкой силы». По-другому разговаривать с ядерной державой было уже невозможно
Активной общественной и благотворительной деятельностью Клементина занялась в начале 40-х, сразу после визита в США. Знакомство с супругой президента Элеонорой Рузвельт изменило Миссис Черчилль. «Первая леди» Соединенных Штатов в то время по рейтингам была популярнее своего мужа. Она боролась за права женщин, регулярно посещала больницы, тюрьмы, бедные районы.
«Она рассказала Клементине неприятную историю. Когда Рузвельт был президентом, но еще был на ногах, он ей изменил с какой-то женщиной из министерства по социальным делам, молодой. Это было давно. «Но после этого у нас произошел разрыв, я собиралась развестись. Но в Америке тогда это уже было совсем невозможно, потому что это полностью лишало возможности для переизбрания президента». Там пуританская страна, консервативная, этого нельзя было допускать. Просто невозможно. И Рузвельт попросил ее не разводиться. А когда он сел в коляску, конечно, он в ней очень нуждался, потому что он никому не мог доверять. Она перебирала все бумаги, она стала выбирать, кого пустить в овальный кабинет, кого не пустить. Выступала по радио, вела за него президентский образ жизни. И уже великолепно воспринималась американцами, никто не удивлялся. Для Клементины это был, конечно, шок. И Клементина заинтересовалась. Ведь у нее вот он премьер-министр, и она стоит за спиной. Почему бы не повторить опыт Элеоноры. Элеонора ей говорит: «Конечно, в вашей консервативной стране женщина принижена, только была принята поправка, что собственностью они могут обладать. Займись благотворительностью. Это будет очень хорошо, все тебя будут понимать». И Клементина с ней посоветовалась, и Элеонора ее втянула в « Красный крест», – объяснила доктор исторических наук Наталья Цветкова.
По возвращении из США Клементина начала действовать. Благо выпал случай провести удачную внешнеполитическую операцию. На ее крючок попалась крупная рыба – американский посол. В августе 1940 года начались немецкие бомбардировки Лондона. В своих письмах к Рузвельту Черчилль буквально умолял о помощи. Но Соединенные Штаты не торопились помогать Англии. И тогда именно у Клементины родилась идея, как заставить Америку нарушить нейтралитет.
Существует легенда, будто бы ход пошла постельная дипломатия. Клементина на передовую сексуальной войны якобы отправила свою невестку – Памелу. Пока сын Уинстона и Клементины Рэндольф воевал в Египте, его молодая супруга спасала королевство в спальне на Даунинг стрит.
Свекровь открыла Памеле путь в большую политику. В зрелом возрасте «последняя куртизанка в истории», как ее прозвали газетчики, была активистом Демократической партии в США, а последний ее пост – посол Соединенных Штатов во Франции. Но до этого были бурные романы с сильными и богатыми мира сего.
Эксцентричные поступки и колкие реплики были коньком Черчилля. В поездке по египетской пустыне он мог остановить поезд, попросить слить воду из парового котла и налить ему ванну. Для Черчилля-писателя такие причуды – обычное дело. Политик же должен быть более сдержан, терпелив и дипломатичен. Этих качеств не хватало сэру Уинстону. Зато Клементина была одарена ими сполна. И дополняла своего высокопоставленного супруга.
«Это был единственный человек, который мог сказать ему «нет», или сказать ему, что он невыносим. И он ее слушал. Создать счастливую пару знаковому мужчине – не только знаковому, а вообще мужчине, которого ты уважаешь, – вот это образ истинной леди. Не пытаться перетащить одеяло на себя. Клементине Черчилль многое не нравилось в Уинстоне Черчилле. Например, есть история, а может это и правда, о том, что они лишь три раза в жизни они завтракали вместе. Черчилль говорил, что они попробовали завтракать вместе, и это было ужасно. Им это не понравилось. Представьте, мы супружеская пара, мы любим друг друга, но вы видите, как ваш возлюбленный муж неаккуратно ест, как он несдержан. Считается, что Черчилль иногда даже засыпал с сигарой. Он много пил, а при этом вы вся такая сдержанная аристократка, вам это претит», – подчеркнула имиджмейкер Марина Корнилова.
Уже в зрелом возрасте Клементина раскрыла формулу своей «мягкой» силы. Во время выступления перед студентками одного из университетов Миссис Черчилль поведала: «Никогда не заставляйте мужей соглашаться с вами. Вы добьетесь большего, продолжая спокойно придерживаться своих убеждений, и через какое-то время увидите, как ваш супруг незаметно придет к выводу, что вы правы».