В Москве стартует проект «По дорогам фронтовых театров». В течение года мастерские ГИТИСа покажут военные спектакли в городах России и Европы, передает корреспондент телеканала «МИР 24» Андрей Еганов.
Знаменитая песня «Синий платочек» была настоящим хитом военного времени. Незамысловатый и местами наивный текст напоминал солдатам о том, что дома их ждут.
Кроме таких популярных исполнителей, как Клавдия Шульженко и Леонид Утесов, кроме ансамблей песни и пляски свою роль на фронте сыграли и актеры. Первой фронтовой бригадой стала труппа Малого театра.
Со временем стало около четырех тысяч таких коллективов. Фронтовые театры творили в тылу и на передовой. Во время авианалетов укрывались, где могли, и все равно доигрывали спектакли. Выступления длились не более полутора часов. В основном ставили короткие одноактные пьесы Симонова и популярные тогда комедии. Было место и для авторских произведений.
«Они даже сами писали сатирические скетчи, в которых высмеивались нацисты, фюрер, Геббельс. И это очень здорово принималось аудиторией солдатской», – вспоминает режиссер Григорий Спектор.
Советский режиссер Григорий Спектор свой творческий путь начинал именно в таком театре. Во время войны он играл в ансамбле погранвойск Закавказского округа. Сменить скрипку на театральные подмостки заставил случай.
«У них не было большой труппы, только артисты, и они попросили нас принять участие. Это об обороне Ленинграда. Конечно, это отложилось в душе. Это незабываемое время», – говорит режиссер.
С костюмами и реквизитом приходилось туго. Пользовались подручными средствами. Марли, окрашенные марганцовкой, выдавались за изысканные платья. Кисточки от занавесок становились аксельбантами, а кузов грузовика – сценой. Несмотря на минимализм, постановки пользовались огромным успехом. Для солдат это было напоминанием о мирной жизни, эмоциональным подъемом перед очередным боем.
Подробнее в сюжете: День Победы