Долгая дорога домой. В ночь на 7 декабря самолет Министерства обороны доставил из Сирии четверых российских детей. Их сразу отвезли в медицинский центр, где малышей ждали родственники, рассказывает корреспондент телеканала «МИР 24» Анастасия Лиходедова.
Дети в испуге оглядываются по сторонам и, кажется, ждут очередной угрозы. Уполномоченный по правам ребенка в России Анна Кузнецова обнимает их, постоянно успокаивает. Дети верят – все беды остались позади. Ночью сразу из аэропорта мальчика и трех девочек привезли в медицинский центр. Самой младшей – пять лет. В Сирии они жили в приютах и тюрьмах.
«Сегодня мама увидела своих детей впервые за три года. Дети себя чувствуют хорошо, всю дорогу говорили, что хотят встретиться с мамой», – отмечает Кузнецова.
Они совсем еще ребятишки, но уже прошли недетские испытания: бесконечные обстрелы, убийства, казни – все это было на их глазах в Сирии. Впереди теперь долгая адаптация к мирной жизни.
«При первом осмотре, который мы сейчас провели, – и девочки, и мальчики соматически здоровы. Более детальную информацию мы сможем получить завтра. Угрозы для их жизни нет», – сообщил директор ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России Андрей Фисенко.
Три недели назад 32 российских ребенка спасли из Ирака. Почти всем не больше пяти лет. Кто-то свою маленькую жизнь провел в тюрьме вместе с матерью, а кто-то остался сиротой. София родилась в тюрьме, ее мать осудили за пособничество террористам.
«Я очень рад, что встретил свою внучку, такую красавицу. Она хорошо говорит по-русски – это заслуга ее матери. Девочка была изолирована от мира, и, тем не менее, хорошо разговаривает. Только пока стесняется», – делится Гульмамед Абдурахманов.
Российские дети находятся в Ираке и Сирии из-за своих родителей. Те когда-то перешли на сторону террористов. Потом боевиков поймали и посадили, а их дети остались одни. Сейчас по поручению президента ребят пытаются вернуть на родину.
«У нас действует целая программа по возврату детей на родину, в Россию, в Чечню, на Кавказ. Этим и Рамзан Кадыров занимается», – отмечал Владимир Путин.
Теперь трое детей вернутся к родной маме из Дагестана, еще одна девочка – к бабушке в Волгоград. Дети уже строят планы. Одна малышка мечтает стать врачом, другая – поваром.
В лагерях и тюрьмах на Ближнем Востоке остаются 146 российских детей. Чтобы подтвердить их родственные связи, специалисты проводят тесты ДНК и надеются всех вернуть домой.
Сегодня сотрудники российского Центра по примирению враждующих сторон в Сирии раздали ученикам одной из школ на северо-востоке Алеппо канцтовары и школьные принадлежности.
Подробнее в сюжете: Вооруженный конфликт в Сирии