Какой же Новый год без елочки? Пушистые хвойные красавицы, убранные мишурой и гирляндами, начинают радовать глаз задолго до праздника. Появляясь в витринах магазинов, на улицах и в кафе, они заставляют нас жить в радостном предвкушении боя курантов, подарков и исполнения желаний. А вы знаете, кто и когда нарядил самую первую елку? Почему на верхушку принято водружать звезду и как главный символ Нового года связан с питейными заведениями? Обо всем этом читайте в сегодняшнем материале «МИР 24».
Традиция украшать деревья в честь наступления нового календарного года известна еще с языческих времен. Так, древние кельты в своих ритуалах использовали омелу – она символизировала долголетие и плодородие и была обязательным атрибутом праздника зимнего солнцестояния – Йоля. Благодаря кельтам омела прочно вошла в англо-саксонскую культу: долгое время она служила основным рождественским украшением в Англии, а обычай целоваться под веткой омелы распространен до сих пор. А в Скандинавии омела считалась символом мира: радушные хозяева украшали ею дома, чтобы показать – путникам здесь всегда рады.
Празднование Йоля у германских народов никогда не обходилось без украшения йольского дерева и обмена подарками. В канун праздника люди шли в лес, где заранее выбранную ель украшали свечами и цветными тряпицами, после чего вблизи дерева проводились различные обряды. Со временем деревца стали срубать и приносить в дом, где ставили на праздничный стол. К ветвям прикрепляли зажженные свечи, вешали на них яблоки и сладости, которые потом раздавали детям.
Славяне тоже наряжали деревья в честь праздников – чаще всего так отмечали Новолетие, приходившееся на март. Как правило, украшали березы и дубы: вокруг ветвей заплетали ленты и вышитыми убрусами (женские головные уборы). Таким образом наши предки задабривали лесных духов. Практиковались и жертвоприношения: возле дуба закалывали петухов, вокруг в землю втыкали стрелы, а некоторые приносили к дереву куски хлеба, мяса – у кого что было.
Кстати, любопытный факт: древние славяне украшали самые разные деревья, кроме ели. Дело в том, что в те времена она считалась «деревом смерти» и использовалась в основном в ритуалах, связанных с погребением. Так, еловые ветки бросали на пол в доме умершего, выстилали ими дорогу к кладбищу, делали из них траурные венки и т.д. Однако с распространением христианства отношение к ели изменилось.
С появлением ели в рождественской традиции связан ряд легенд. Одна из них отсылает нас к Святому Бонифацию – видному немецкому миссионеру, который проповедовал в VIII веке. Как утверждают некоторые источники, однажды Бонифаций прибыл на север земли Гессен, чтобы обратить местное население в христианскую веру. Он отправился в лес, где росло священное для язычников дерево – Дуб Тора. Бонифаций решил срубить его, чтобы показать людям ложность их богов. Один удар топора – и на глазах у изумленной толпы мощный ствол рухнул, распавшись на четыре части, которые образовали крест. Язычники ожидали, что бог грома разгневается, но увидев, как легко пала их святыня, уверовали во Христа. При падении дуб повалил на своем пути десятки других деревьев, и уцелела лишь маленькая елочка. Бонифаций назвал это чудом и усмотрел в этом божественный знак. Так, согласно легенде, ель стала главным рождественским деревом.
Но обратимся от преданий к реальной истории. Большинство ученых склоняются к тому, что традиция наряжать рождественскую елку, какой мы знаем ее сегодня, оформилась позднее – в XVI веке. Впрочем, в одном легенды были правы: родиной обычая является Германия. Немалую роль в закреплении статуса ели как главного атрибута Рождества сыграли и браки между представителями знатных родов. Немецкие принцессы, выходя замуж, прививали красивый обычай в новых домах. Таким образом традиция наряжать елку вскоре распространилась в Австрии, Англии, Франции, Чехии, Голландии, Дании и других странах Старого Света. В Америке новогодние елки также появились благодаря немецким эмигрантам. Вначале их украшали свечами, фруктами и сладостями, позднее на ветви стали вешать игрушки. Их делали из воска, ваты, картона, а впоследствии и из стекла.
Но почему верхушку ели всегда венчает звезда? Поиски ответа приводят нас к еще одной красивой легенде. Согласно народному преданию, родоначальником знаменитой традиции был не кто-нибудь, а сам Мартин Лютер – знаменитый богослов и реформатор. Однажды в канун Рождества он возвращался к себе домой через лес. Устремив взгляд к небу, Лютер поразился великолепию звезд, усеявших небесный свод. Их было так много, что казалось, будто даже на верхушках высоких елей и сосен искрятся небесные огоньки. Вдохновленный этим образом, Лютер срубил маленькую елочку, посадил в кадку и, придя домой, поставил на стол. Верхушку он украсил звездой – в память о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к пещере, где родился Христос.
В Россию традицию праздновать Новый год вместе с другими иноземными обычаями принес Петр I. В 1699 году он ввел новый календарь и учредил праздник, фактически заменивший собой Новолетие, до этого отмечавшееся 1 сентября. Царь повелел всем своим подданным украшать дома и большие проезжие улицы ветками елей, сосен и можжевельника или целыми хвойными деревьями. 1 января 1700 года вся Москва веселилась, пела и танцевала, жители поздравляли друг друга с Новым годом и запускали фейерверки. Однако Нового года в традиционном понимании тогда еще не было. К тому же, до сельской глубинки царские нововведения доходили медленно, да и крестьяне – народ консервативный. В итоге за 50 лет традиция не прижилась и со смертью Петра фактически исчезла.
Но было одно место, где елка все-таки осталось – им, как ни странно, оказался кабак! Дерево привязывали к колу и устанавливали на крыше или у ворот заведения. Это был своего рода опознавательный знак. Из-за этого кабаки в народе стали называть «елками», и появились такие выражения, как «пойти под елку» или «упасть под елку» (отправиться в кабак), «елку поднять» (пьянствовать), «елкин» (состояние алкогольного опьянения). Елка стояла на крыше пивнушки весь год и к концу его была уже порядком засушенной, весьма скорбного вида. К Новому году этот обычай уже, по сути, отношения не имел.
Вновь хвойные символы праздника появляются в России уже в XIX веке. На этот раз – благодаря императору Николаю I. Женившись на прусской принцессе Фридерике (в православии – Александре Федоровне), царь решил сделать новоиспеченной супруге подарок, который напомнил бы ей о родном доме. Так в Зимнем дворце начали проводить новогодние торжества. Сперва столы украшали букетиками из еловых веток, а в 1819 году Николай Павлович впервые приказал поставить в Аничковом дворце новогоднюю елку. А почти 30 лет спустя в столице появилась первая публичная рождественская елка, которой смогли полюбоваться все желающие: она была выставлена в здании Екатерининского (ныне Московского) вокзала в 1852 году. Постепенно новогодние торжества дошли до «низов», и во второй половине XIX века нарядную елочку можно было встретить практически в каждом доме.
С приходом XX века Новому году вновь пришлось несладко. В 1914 году началась началась Первая мировая война, и многие семьи, хотя на тот момент новогодняя елка уже считалась русской традицией, начали отвергать и атрибут, и сам праздник. Внезапно вспомнили, что традиция – немецкая, а значит вражеская, отсюда и начались гонения на бедную елочку. Хотя в архивах до сих пор можно встретить снимки, на которых солдаты даже в окопах наряжали елку.
В 1917 году произошло еще одно крупное событие, сильно повлиявшее на общественную и культурную жизнь в России – Октябрьская революция. Как и следовало ожидать, атеистически настроенные большевики крайне негативно относились к Рождеству, а вот Новый год сразу запрещать не стали. Даже Ленин не чурался этого праздника: хорошо известна его знаменитая поездка на новогоднюю елку в Сокольниках, где Владимир Ильич встретил Новый 1919 год в окружении воспитанников Лесной школы.
Но постепенно и в этом безобидном празднике углядели идеологическую диверсию и начали его потихоньку переделывать. Сначала были попытки устраивать комсомольскую, «антибуржуазную» елку, но в конечном счете ее просто отменили. Власти старались всеми силами отвлечь людей от праздника, замещая его различными спортивными мероприятиями. А в конце 20-х – начале 30-х годов дело дошло до того, что по улицам ходили специальные патрули, которые следили: не стоит ли где наряженная елка. И если у кого-то замечали такой «антисоветский» элемент, человек мог потерять работу, а то и хуже.
Но 17 ноября 1935 года Иосиф Сталин, выступая на Первом всесоюзном совещании рабочих и работниц, произнес знаменитую фразу: «Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее». Это был своего рода сигнал: настало время наряду с уже сложившимися советскими праздниками предложить людям что-то менее политизированное, привычное, легкое. И Новый год был идеальным кандидатом на роль такого праздника.
28 декабря 1935 года в главной газете СССР «Правда» появилась статья, в которой предлагалось организовать к Новому году детям хорошую елку. Подписал заметку второй секретарь ЦК Компартии Украины Павел Постышев. Естественно, публикация была согласована со Сталиным. Организацию праздника взяли на себя пионеры и комсомольцы. И уже 31 декабря новогодние елки прошли в школах, детских домах и клубах.
С тех самых пор Новый год не покидает дома россиян, неизменно принося с собой запах мандаринов, оливье и шампанского – уже чисто национальных элементов, которыми он обрастал на протяжении десятилетий. И лишь она веками остается неизменной – сверкающая огнями новогодняя елка, под которой всех обязательно будут ждать подарки и чудеса.