История, достойная детектива Агаты Кристи, произошла в Италии. Обнаружен шедевр Густава Климта. Украденную 22 года назад картину «Портрет женщины» нашли в стене музея в городе Пьяченца. Того самого, из которой ее и похитили. Полотно оказалось замуровано в тайнике, который скрывал густой плющ. Эту находку назвали «лучшим рождественским подарком». Эксперты оценили картину Климта в 60 млн евро. Корреспондент «МИР 24» Валентина Бекшаева – о самых громких похищениях и возвращении шедевров.
Последнее место обитания самой разыскиваемой картины Италии – железный тайник в стене галереи Риччи Одди. Сложно понять, что удивительнее: сама кража или находка «Портрета женщины» Климта. Ведь судя по всему, полотно пролежало прямо под носом полиции 22 года. Именно из этого музея в 1997 году похитители вынесли портрет. Вор вооружился удочкой, через окно поддел картину и вытащил ее наружу. Но как портрет оказался в стене? Версий несколько. Может, преступники до кражи оборудовали тайник и решили спрятать там картину, пока не утихнет ажиотаж. Может, Климта подкинули совсем недавно.
«Если бы она 23 года лежала в этой дыре за железной дверью, вокруг которой растет плющ, скорее всего сохранность ее была еще хуже, чем сейчас. Самое смешное, что на открытом рынке за нормальную цену продать это произведение в принципе нельзя. Смысла в этих кражах я не вижу вообще», – сказала консультант по формированию частных коллекций Елена Куприна-Ляхович.
Вероятно, портрет кисти Климта воры так не смогли продать. Кто же рискнет купить краденный шедевр? Разве что коллекционер-фанатик, чтобы спрятать подальше и никому не показывать, или человек, одержимый идеей справедливости. Таким был похититель знаменитой «Моны Лизы». В 1911 году итальянец Винченцо Перуджа вынес ее из Лувра. Он якобы решил вернуть картину на родину – пытался передать ее в коллекцию итальянского музея. Но вместо того, чтобы пополнить собрание знаменитой «Джокондой», владельцы галереи сообщили в полицию. Через два года картина вернулась в Париж.
До сих пор некоторые искусствоведы спорят о том, подлинник ли сегодня выставляется в Лувре. Отличить оригинал от подделки на глаз не может даже самый именитый специалист. Каждый возвращенный шедевр проходит длительную экспертизу. Рентгенограмма – один из этапов экспертизы. Принцип тот же, что и в больнице: снимок картины просвечивают, ищут отличительные черты художника: будь то форма мазка или перспектива.
В московской лаборатории проводят самые полные исследования. Картину сначала изучают в архивах, затем под микроскопом смотрят красочный слой. После отправляют на химический анализ. Такая экспертиза может длиться от месяца до полугода. На столах специалистов бывали подлинники Врубеля, Айвазовского и многих других авторов.
«За последний год практически 60% вещей – подделки. То есть подлинников – не более 40%, причем мы говорим суммарно и о графике, и о живописи, и о декоративно-прикладном искусстве, которое сейчас начало активно занимать позиции на антикварном рынке. Находятся умельцы, которые повторяют известные образцы Врубеля и абрамцевской керамики», – говорит начальник отдела научных проектов научно-исследовательской независимой экспертизы имени П.М. Третьякова Екатерина Пономаренко.
Несколько экспертиз было назначено и по картине Куинджи – той самой, что в начале года на глазах у посетителей вынес с выставки похититель. «Ай-Петри. Крым» нашли быстро, спустя сутки. Дерзкая кража имела счастливый конец: картина не пострадала. Но зачастую воры не церемонятся с шедеврами искусства. В 2003 году три картины – Ван Гога, Пикассо и Гогена – нашли в общественном туалете. Грабители вынесли работы из галереи в Манчестере. К найденным полотнам прилагалась записка: «Мы не хотели красть эти картины, просто хотели указать на плачевную ситуацию с безопасностью».
Системы безопасности в музеях сегодня самые передовые. Например, «Мона Лиза» в Лувре хранится под бронестеклом в отдельном зале под усиленной охраной. Но есть произведения искусства, которые исчезли из музеев, и следы их не нашли. В списке нераскрытых арт-преступлений – потеря картин Караваджо, Ван Гога, Сезанна, Рембрандта и Дали. Возможно, владельцам галерей, из которых они были украдены, следует еще раз проверить территорию вокруг зданий и чаще расчищать их от плюща.
Подробнее в сюжете: Культтуризм
Читайте также: