Знаменитый кардиохирург Лео Бокерия сегодня отмечает 80-летие. Всю свою жизнь он посвятил спасению других людей. Он до сих пор проводит сложнейшие операции. Корреспондент телеканала «МИР 24» Надежда Сережкина поздравила юбиляра.
Дневной свет Лео Антонович видит только из окна в коридоре оперблока. На работу он приезжает затемно, в 7:30 утра. Уезжает ближе к полуночи. И так каждый день, без выходных и праздников. Вот и юбилейное интервью записываем «на ногах»: в перерыве между операциями.
- Вы работаете в институте имени Бакулева 50 лет, с 1968 года. Когда-нибудь считали, сколько людей спасли за это время?
Лео Бокерия: Никогда не считал. Но знаю, что в прошлом году я один сделал 619 операций на открытом сердце.
В день Лео Бокерия оперирует до пяти пациентов. Порой не отходит от операционного стола по шесть часов. Но Бокерия не только блестящий практик, но еще и ученый. Его именем назван авторский метод устранения мерцательной аритмии. А в 1976-м его способ лечения сердца кислородом признали главным медицинским открытием года.
«Я начал эту работу в первом медицинском институте, на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии. На пятом курсе сделал такую маленькую бараоперационную. Оппонентом был директор института Бураковский. Он когда прочитал, пригласил в институт, и через семь лет мы получили Ленинскую премию», рассказал врач.
Даже с женой Лео Антонович в основном видится на работе. С Ольгой Александровной они коллеги.
«Мы учились вместе. На первом курсе, в 1959 году. Аудитория кафедры нормальной анатомии. Мы, девочки, уже сидели все, а он поднимался по лестнице. Я это очень хорошо помню. И я на него как-то обратила внимание. Я на него посмотрела, и вот, знаете, как я говорю, бывает удар внутри. И все, больше я ни на кого не смотрела никогда», – вспоминает кардиохирург Ольга Бокерия.
Еще в начале их общей карьеры Ольга Александровна взяла на себя все заботы по дому и воспитанию дочерей. Старшее поколение семьи Бокерия – медики. А вот младшие династию не продолжили.
«Старший внук Антоша, который до 13 лет хотел быть кардиохирургом, в 13 лет вдруг заявляет в телевизор, показывая на меня: так, как он работает, я не хочу работать. И стал экономистом», – отметил Лео Бокерия.
Сам Лео Антонович в другой профессии себя никогда не видел. Он горячо любит футбол и литературу, но времени на хобби почти не остается. Сразу после марафона операций – осмотр больных.
«Во время беременности мне вообще говорили, что у меня живой мертвец», – говорит мать пациента Бокерии Дженнет Акаева.
Абукериму из Махачкалы всего полгода. В его маленьком сердце было сразу пять пороков. За здоровье мальчика бились лучшие хирурги Бакулевского центра, и лично доктор Бокерия.
«Хотелось бы ему здоровья. Хотелось бы, чтобы он еще оперировал. Благодаря ему он жив», – Акаева.
И таких пациентов у Лео Антоновича тысячи. Взрослые и новорожденные, с самыми сложными пороками, которых он оперирует даже в свой юбилей. Кажется, что для него нет, и никогда не будет чужих сердец.
- О каком подарке в день рождения мечтает Лео Бокерия?
Лео Бокерия: Чтобы когда-нибудь в этом комплексе было сделано 10 тысяч операций.
- А для себя?
Лео Бокерия: Чтобы ни один не умер в этом году.