20:50 22/12/2019

Смерть подростка вызвала новую волну протестов в Тбилиси

Фото: ZURAB KURTSIKIDZE/EPA © ТАСС

Правоохранительные органы Грузии на этой неделе оказались в центре скандала. Казалось бы, протестные акции пошли на спад, лидеры оппозиции стали искать повод вывести людей на улицу. И нашли. В начале недели в Тбилиси погиб 15-летний Лука Сирадзе. Подросток покончил с собой после допроса в полиции. Активисты во всем обвинили власть, передает корреспондент телеканала «МИР 24» Михаил Робакидзе.

Оппозиция собралась на акцию протеста у здания МВД после того, как стало известно о смерти Луки Сирадзе. 15-летний школьник покончил с собой. Трагедия одной семьи стала поводом для новой волны митингов в Грузии.

«Мы выражаем свой протест так, как это возможно. Тоже делаем надписи краской, за что мальчика довели до самоубийства. Он стал жертвой системы, которую нужно демонтировать», – уверен участник акции протеста Нодар Рухадзе.

Администрация частной школы обратилась в полицию после того, как на территории обнаружили надписи – ненормативная лексика на грузинском языке. Они были на стенах и асфальте, на школьной доске и шкафах. На видео с камер наблюдения учителя опознали своего бывшего ученика Луку Сирадзе. Следователь вызвала парня на допрос.

«Согласно имеющимся у нас данным, подросток провел на допросе более шести часов. Он не признавался в содеянном. На него было оказано давление со стороны следователя. Какое-то время он находился в помещении без матери. По окончании допроса почувствовал недомогание», – рассказала государственный инспектор МВД Лонда Толорая.

Следователя Марианну Чолоян арестовали через час после того, как мальчик скончался в реанимации. Сама Чолоян в эфире грузинского телевидения рассказывала о том, что ничего противозаконного во время допроса не происходило.

«Это неправда, что мальчик несколько часов находился без матери на допросе. Мы дважды встречались. Во второй раз сама мать позвонила мне и сказала, что Лука готов дать показания и все рассказать. Как раз наше общение и было накануне того страшного происшествия», – отметила следователь Мариана Чолоян.

Чолоян в полиции еще со времени Саакашвили. Жесткая и принципиальная. После новости о смерти школьника следователь сама оказалась на больничной койке. Обвинения ей предъявили в одной из тбилисских клиник. Суд отправил за решетку.

«Статья, по которой обвиняется следователь Чолоян, – доведение до самоубийства – не соответствует всем обстоятельствам. В ее действиях отчетливо просматриваются элементы пытки. Тем более, что мы имеем дело с несовершеннолетним», – отметила руководитель психо-реабилитационного центра Мариам Джишкариани.

С Лукой Сирадзе простились в субботу. Отпевали в церкви. Соболезнования выразила и президент страны.

«Постоянные распри, дрязги, оскорбления, не проходят бесследно. Они посеяли недоверие и обреченность. Нужно одуматься, чтобы потом не плакать», – сказала Саломе Зурабишвили.

Вслед за Лукой Сирадзе покончили жизнью 15-летняя школьница из города Абаша, 16-летний парень из Кахетии и 23- летний студент из Батуми. Всего 9 случаев за три недели. За год 1568 смертей. Это почти в три раза больше, чем, например, в 2016 (665 случаев) и 2017 (544 случаев) годах.

«Мы стали свидетелями страшных событий. Молодые люди, которые должны строить наше будущее, нашу страну, уходят из жизни. Быть может, причина в том, что государство должно изменить подход к молодежи, к ее проблемам, вокруг столько негатива, безысходности», – подчеркнул мэр Тбилиси Каха Каладзе.

Психологи уверены, постоянные акции протеста, митинги, противостояние между властями и оппозицией просто не могут не отразиться на молодых людях с неокрепшей психикой.

«У подростков система защиты только формируется, формируются ценности. А что они видят вокруг- только агрессию, пропаганду силы, силу толпы. Это вызывает побочные реакции, с которыми не справиться», – сказал нейропсихолог Тамар Гагошвили.

Последние события отодвинули на второй план борьбу оппозиции за избирательную реформу. Хотя всю неделю представители «Грузинской мечты» и ее противники пытались найти общий язык. На помощь пришли даже западные дипломаты, но переговоры так ни чем и не закончились. Диалог решили продолжить уже после Нового года.