<script async custom-element="amp-playbuzz" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-playbuzz-0.1.js"></script>
100 лет назад большевики издали декрет о «Ликвидации безграмотности». Две трети населения молодой Республики Советов в то время не умели читать и писать. Все от восьми до 50 лет обязаны были пройти «школу грамоты», сообщает корреспондент «МИР 24» Владимир Сероухов.
Крестьяне – основная целевая аудитория ликбеза. В отличие от городских пролетариев, которые худо-бедно читали, будущие колхозники даже букв не знали. Пропаганду образования советская власть доверила лучшим художникам и поэтам. С буквами население знакомила азбука на стихи Владимира Маяковского, с метрами, литрами и килограммами – этикетки конфет. «В 1923 году Маяковский выступил автором карамельных оберток, на которых объяснялись новые системы измерения в соотношении со старыми. Фунты переводятся в килограммы, вершки – в метры, десятины – в гектары», – рассказал хранитель отдела музейных фондов государственного музея Маяковского Дмитрий Карпов.
В молодой Республике Советов безграмотного населения две трети. Власти собираются исправить это как можно быстрее. В начала 1920-х открываются тысячи пунктов ликбеза, где за три – четыре месяца учат читать, писать, объясняют азы арифметики. Бесплатно, но не бескорыстно.
«Мы видим большую активность в области образования взрослых, чтобы они могли читать коммунистические брошюры», – сказал руководитель магистратуры «История и культура античности» университета Дмитрия Пожарского Алексей Любжин. «Необходимо было создать социальную базу и распропагандировать, разъяснить населению преимущества и привлекательность новой власти и тем самым получить ее поддержку», – пояснила ведущий научный сотрудник Института истории и этнологии имени Валиханова Салтанат Асанова.
Чем больше граждан смогут прочитать труды Владимира Ленина и Карла Маркса, тем вероятнее с помощью них раздуть пожар мировой революции. В Казахстане и Кыргызстане ликбез вели даже среди кочевников. «Мы говорим о 2% грамотности среди казахского населения накануне революции. Затем эта цифра благодаря активной деятельности советской власти меняется. К 1928 году мы говорим о 25% грамотности, а к началу войны – о 83%», – рассказала Асанова.
В здании национального университета в Бишкеке был первый пункт ликбеза в Кыргызстане. Как и в других национальных республиках, тут предлагали на выбор обучение на русском, либо на родном языке. «Первые кыргызские образованные люди создали ту культурную атмосферу, которая помогала стать одной из самых образованных республик», – отметил специалист в области русской и кыргызской литературы Александр Кацев.
Писать, читать и считать учили не только безграмотных взрослых, но и детей. В 1930-е годы занятия по ликбезу проводят и в этом здании, тогда учебном комбинате Болшевской трудовой коммуны, где перевоспитывают беспризорников. Молодое советское государство решило, что сделать из них полноценных граждан можно только с помощью труда и образования. К началу 1940-х программу ликбеза свернули. Перепись 1939 года показала, что грамотных людей в Советском Союзе уже 90%. Это помогло в будущем ввести всеобщее среднее образование по всей стране.