Она не боялась экспериментов, стояла у истоков и руководила одним из лучших театров Москвы. Не стало легенды отечественного театра, народной артистки СССР Галины Волчек. Актриса, режиссер, бессменный худрук «Современника» скончалась на 87-м году жизни, сообщает «МИР 24».
На эту встречу с журналистами она пришла вовремя – минута в минуту. Разговор больше двух часов – откровенно и без пафоса. А вот официальные встречи с коллегами из других театров случались еще реже, чем с прессой.
«Я не в этой тусовке, так сегодняшним языком говоря. Вы меня никогда не увидите на вручении никакой театральной премии или там на театральном фестивале, так называемом. Никогда, потому что я им не верю», – делилась народная артистка.
Зато в нее поверили сразу. После окончании школы-студии МХАТ Галина Волчек вместе с выпускниками Олегом Ефремовым, Игорем Квашой, Лилием Толмачевой и Евгением Евстигнеевым организовала свой театр, который потом назовут «Современник». Галина Волчек играла в спектаклях. А позже ей предложат сниматься и в фильмах – больше двух десятков ролей. В «Берегись автомобиля» Галина Волчек покупательница магнитофона. Фильм вышел в 66-ом. К тому времени она уже попробовала себя в качестве режиссера в «Современнике».
«Когда Ефремов меня однажды позвал: «Галь, ты не расстраивайся. Это ничего не означает. Так будет удобнее для нас. Мы тебя переводим из актерского состава в режиссерский», я так заплакала», – рассказала режиссер.
Заставить ее плакать было намного сложнее. А коллеги отмечали в ней особое сочетание силы и доброты.
«Галина Борисовна совсем не строгий человек, это только первое впечатление. На самом деле она сама всего боится», – охарактеризовал Волчек заслуженный артист РФ Михаил Ефремов.
Галина Волчек вспоминала: спектакли порой бились о преграды, прежде чем случалась премьера. 70-ые. Закончилась «оттепель», ужесточилась цензура. Галина Волчек уже худрук «Современника». Однажды ей понравилась пьеса «НЛО» молодого драматурга Малягина. Но пробить ее через чиновников никак не получалось. Режиссер случайно встретила на улице Кобзона и рассказала ему об этом. Уже вечером вопрос был решен. Знаменитый певец разыграл целую историю перед высоким начальством.
Но даже в таких условиях худрук «Современника» успевала эпизодически сниматься в кино. Советским зрителям Галина Волчек запомнилась и по музыкальному фильму «Про Красную Шапочку». Отличительная черта постановки – условность в изображении волков. Актеры не загримированы, в итоге волки в картине – существа разумные, способные на человеческие эмоции. Они похожи то ли на семью отшельников, то ли на бандитский клан. Волчек играла волчицу.
Она всегда знала, что надо делать. Но при этом способна была изменить свое мнение. Эту черту характера отмечал Сергей Гармаш. Хулиганские выходки стоили ему строгих выговоров.
«Даже какую-то категорическую вещь, высказанную собственно, она способна пересмотреть. Она, безусловно, сомневающийся режиссер. И сомневающийся с офигенным результатом»,- подчеркнул народный артист.
При Галине Волчек «Современник» стал одним из лучших театров страны. Она не боялась экспериментов. Это первый советский режиссер, прорвавший культурную блокаду между СССР и Америкой. В Хьюстоне она ставит «Эшелон», а в Сиэтле – «Крутой маршрут» и «Три сестры». Находилось в театре место и для молодых режиссеров и артистов. Актрису на главную роль в спектакле «Три товарища» Галина Волчек ждала долго. Никто не подходил. И вдруг на одной из передач она увидела Чулпан Хаматову и сразу же сказала: вот она, Патриция - мечта советских мальчиков из интеллигентных семей.
«Для меня до сих пор загадка, что это такое за чутье ее внутреннее. Это, конечно, поразительное качество. Это умение чего-то такое разглядеть в том, в чем ничего разглядеть невозможно», – рассказала Хаматова.
«Когда я работаю с артистами, я проживаю с ними «от и до» все. При этом я не люблю показывать. Я показываю, скорее, ход, что-то приблизительное, но никогда не унижаю артиста тем, что выйду и сейчас гениально покажу там что-то», – раскрыла приемы своей работы худрук «Современника».
О своих артистах Галина Волчек говорила: это собранные ею драгоценности. И добавляла: нужно уметь не только хранить их, но и приобретать новые.
Подробнее в сюжете: Театр