10:54 03/01/2020

Спасли страну в 1999-м: дагестанских ополченцев официально приравняли к военным

Общая победа. С 1 января ополченцев, которые сражались с террористами в Дагестане в 1999-м, уравняли в правах с военными. Такое решение в минувшем году во время «Прямой линии» принял президент России Владимир Путин, отмечая вклад добровольцев в разгром боевиков. Корреспондент телеканала «МИР 24» Максим Красоткин вспомнил события двадцатилетней давности.

В Ботлихе, пожалуй, нет ни одной семьи, где бы не было награжденных за события 1999-го. Когда в сентябре минувшего года туда приезжал Путин, его вышло встречать все село: старики, которые 20 лет назад встали на защиту своей земли, и молодежь – в то время еще подростки.

«Хочу доложить вам как верховному главнокомандующему, что в 1999 году я вместе с 39 женщинами, интеллигентами, учителями, врачами, командовала пищеблоком. Ни один участник этих событий голодным не остался», – сказала главе государства местная жительница.

Получившие государственные награды и сражавшиеся в одном строю с регулярной армией, эти люди не имели статуса участников боевых действий. Хотя встретили они боевиков гораздо раньше федеральных войск.

«Мы приняли решение: оставить это село нам ни в коем случае нельзя, потому что это будет позором для нас и наших потомков», – заявил Азнаур Гамзаев.

Гамзаев тогда руководил ополчением селения Чанко. Узнав, что с гор к ним движется отряд боевиков, они заняли оборону. Так как кроме лопат и кинжалов отгонять бандитов было нечем, они обратились в райцентр. Тогда туда пришел весь район с просьбой выдать оружие. В местном отделении милиции дали, что могли.

«Мы получили пять карабинов, три пистолета и боеприпасы к ним», – рассказал ополченец.

Боевикам это село было важно потому, что именно здесь находится мост через горную реку – единственный путь, связывающий Ботлихский район с остальным Дагестаном. Захватив его, боевики оставили бы подходящие войска без снабжения. В этот непростой момент из Ботлиха и окружающих селений никто не бежал, а наоборот – приехали те, кто когда-то покинул малую родину.

«У одних кинжалы были, у других – сабли. Некоторые с вилами стояли в окопах. У меня был автомат. Я продал корову и купил его», – вспоминает Магомед Ибрагимов, в 1999 году начальник штаба ополченцев с. Анди.

Ополченцы стояли на блокпостах, в качестве проводников водили в тыл боевикам разведгруппы и кормили подоспевших на помощь военных. Как дань уважения тем, кто спас тогда не только Дагестан, но и всю Россию, в Ботлихе воздвигнут памятник. Присвоение ополченцам статуса участников боевых действий – официальное признание их заслуг перед страной.