«Вы самое слабое звено, прощайте!» – от этой фразы в начале 2000-х многих буквально бросало в дрожь. Адаптация британского телешоу «The Weakest Link» под названием «Слабое звено» появилась на российском телевидении в 2001 году и сразу же привлекла интерес многих телезрителей. Жесткие условия, в которых оказывались игроки, вынужденные в каждом раунде выбирать слабейшего из команды, чтобы дойти до финала, придавали классическому формату телевикторины новизну и остроту. Многие обвиняли программу в чрезмерной жестокости и утверждали, что она раскрывает в людях самые низменные, неприличные качества. Несмотря на это, шоу имело очень высокие рейтинги, а в числе гостей передачи со временем стали появляться знаменитости – актеры, музыканты, политики, спортсмены и прочие.
Но главным украшением (и, если можно так выразиться, устрашением) программы всегда оставалась ее ведущая. Кандидатуру синхронистки, трехкратной олимпийской чемпионки Марии Киселевой утвердил сам Константин Эрнст. И не прогадал: образ, который выбрали для нее имиджмейкеры, попал точно в цель. Подчеркнуто строгий, неизменно черный костюм, безупречная прическа, очки в тонкой оправе, холодный взгляд и безжалостный тон, которым она выносила приговор проигравшему – тысячи зрителей не отрывались от экрана, только чтобы увидеть это.
Первым Марию Киселеву заметил продюсер «Слабого звена» Сергей Кордо. Закончив спортивную карьеру, чемпионка решила попробовать себя на телевидении.
В 2001 году Киселева начала работать в спортивной редакции на телеканале НТВ, вела новости спорта в программе «Сегодня», также работала в качестве корреспондента. В мае 2002 года в связи с возвращением старой гвардии спортивных комментаторов Киселева покинула НТВ, примерно тогда же ей поступило предложение от Кордо, на которое она ответила согласием. Помимо Киселевой на роль ведущей «Слабого звена» также претендовали актриса Рената Литвинова, ведущая Наталия Медведева и даже писательница Полина Дашкова. Но тогда выбор единогласно пал на Марию.
«Слабое звено» шло в эфире Первого канала с 2001 по 2005 год, затем, в 2007 году, лицензию на съемки приобрел «Пятый канал». Ведущим передачи стал известный шоумен Николай Фоменко. Однако новая версия программы не просуществовала больше года. И вот, в конце прошлого года телеканал «МИР» объявил о возобновлении проекта. Конечно же, продюсерам хотелось заполучить в качестве ведущей Марию Киселеву, стильный образ которой так запомнился зрителям. К счастью, это удалось.
Легендарное шоу смотрите уже в эту пятницу, 14 февраля, в 19:15 на телеканале «МИР».
Гримерка. Софиты. Затвор камеры щелкает без перерыва. Сегодня у Марии фотосессия для промо передачи. Как всегда, образцово-показательный черный костюм, ярко-красная помада и строгий, пристальный взгляд. Пожалуй, только ее светлые локоны, игриво уложенные в стиле 20-х, добавляют образу легкости и даже кокетства. Интересно, каково ей спустя столько лет возвращаться к амплуа самой пугающей ведущей на отечественном телевидении?
«Я чувствую драйв и энергию – это самое главное», – Мария улыбается, в ее глазах сверкает искренний азарт.
Конечно, она помнит, с какой яростью многие критики набрасывались на «Слабое звено», когда передача только появилась на экранах. Формат шоу, где участников, откровенно говоря, унижают и в прямом смысле выгоняют из студии, нашему телезрителю тогда был в новинку. К концу игры накал страстей обычно достигал своего пика, а некоторые участники напоминали самых настоящих стервятников, только и ждавших возможности побольнее «клюнуть» соперников.
«Эта программа отличалась от всех остальных, она была революционной в какой-то степени. Поведение и стиль ведущей резко диссонировали с тем, что было на телевидении. Наверное, это самое главное. Людям было интересно увидеть себя в нестандартной ситуации, а мне было очень интересно наблюдать за людьми, потому что в таких сложных обстоятельствах открывается истинный человек. Участники не всегда могут справиться со своими эмоциями», – говорит Мария Киселева.
Ведущая признается: опыт работы в «Слабом звене» помог ей начать лучше понимать людей. Условия, в которых оказываются игроки – не жестокость или унижение, а, скорее, трудное, но интересное испытание, считает Мария.
«Я бы не называла это жестокостью или жесткостью, я бы называла это предельной строгостью и предельными рамками, которые есть в этой программе – это действительно существует. Если люди приходят играть, значит, им самим хочется себя проверить. Проверить не только на знания, потому что в этой программе есть вопросы из разных областей, как простые, так и более сложные, но и на психологическую устойчивость, на возможность проявлять себя в сложных обстоятельствах», – объясняет Киселева.
На съемках передачи часто происходили курьезы, источником которых, как правило, становилась реакция некоторых участников. И отнюдь не все из них были веселыми и забавными.
«Было очень большое количество игроков, в том числе звездных. На самом деле они все были индивидуальны и уникальны. У меня в голове целый калейдоскоп образов: как очень смешных, забавных, так и тех, которые ставили в тупик.
На самом деле моя внутренняя реакция, которую не видит зритель, очень богата – от смеха до слез. Я сильно сопереживаю игрокам. Мне очень обидно за тех игроков, которых несправедливо выгоняют из игры раньше времени. И мне кажется, это чувствуется по интонации и словам, даже несмотря на дежурные и стандартные фразы, равно как и обратное отношение. Если игрок ведет себя не слишком красиво или показывает себя в негативном свете, пытаясь за счет более сильных игроков освободить себе место в финале, это тоже сказывается на фразах, на моем отношении к игроку».
С момента выхода в эфир последнего выпуска «Слабого звена» с участием Марии прошло 15 лет, но, по ее собственному признанию, фраза «Вы самое слабое звено» продолжает преследовать ее до сих пор. Когда шоу обрело широкую популярность, она быстро ушла в народ и превратилась в самый настоящий мем.
«Мне кажется, люди подкалывают друг друга до сих пор. Фразу про слабое звено я слышу на протяжении 15 лет после того, как программа перестала выходить в эфир – каждый день!» – смеется Киселева. На вопрос о том, не утомил ли ее прилипчивый образ «строгой учительницы», отчитывающей игроков за неправильные ответы, Мария добродушно отвечает: «Я приняла это как данность».
За стеклами очков и намеренно сжатыми (но только в кадре) губами прячется мягкая, чуткая, при этом сильная и уверенная в себе женщина. Достаточно пообщаться с Марией пару минут, чтобы понять: она в жизни и она на экране – это два разных человека. Это подтверждают и ее коллеги.
«Маша – очень трепетный и трогательный человек, в отличие от того образа, который она представляет на экране, –рассказывает режиссер программы «Слабое звено» Гузэль Киреева. – Действительно, она очень бурно реагировала на какие-то моменты несправедливости и даже иногда плакала в сторонке. Говорят, талантливый человек талантлив во всем. Маша Киселева такая. У нее есть харизма, она очень хороша в кадре, очень покладиста и хорошо работает на площадке. Какое бы задание она ни получила, она достойно с этим справляется. И еще самое главное – с ней очень комфортно работать, потому что, когда в коллективе царят любовь и понимание, это очень положительно сказывается на результате».
Гузэль руководила съемками классического «Слабого звена» с 2001 года. С этой программой связан большой и важный период ее жизни, а в запасе у Киреевой всегда найдется пара баек о закулисье шоу. Одну из них она поведала редакции «МИР 24».
«Конец дня, последняя съемка, в финал вышли две женщины. И так получилось, что эти женщины отвечают на все вопросы, мы играем уже час, и они у нас заканчиваются. Мы объявляем перерыв, потому что наши редакторы начинают активно придумывать новые вопросы для финала (на кону была достаточно большая сумма). И в конце концов, на исходе второго часа одна из участниц ответила неправильно», – вспоминает Гузэль Киреева.
Съемки «Слабого звена» для Гузэль и Марии совпали с рождением детей: обе женщины узнали, что в положении, когда съемки передачи были в самом разгаре. Киселева продолжала вести передачу, даже находясь на восьмом месяце беременности. После того, как Мария ушла в декрет, съемки приостановили, и на пост ведущей Киселева возвращается только сейчас. Но и Мария, и Гузэль признаются: все эти годы «Слабое звено» не отпускало их ни на миг.
«В те годы программа была настолько популярной, что, действительно, в момент ее выхода я везде слышала эту фразу – в транспорте, везде! – говорит Гузэль Киреева. – И даже когда я переезжала через финскую границу и там была большая очередь из машин, я воспользовалась этим моментом. Я подошла к пограничнику и сказала: «Мне так хочется переехать границу побыстрее, я режиссер программы «Слабое звено»...». И они сказали: «О, проезжайте!». Это было приятно. И сейчас, когда я говорю каким-то знакомым и малознакомым людям о том, что мы перезапускаем программу, они очень радуются этому. Я желаю каналу «МИР» успехов, высоких рейтингов, пусть нам сопутствует удача!».
Легендарное шоу «Слабое звено» возвращается на экраны России и стран Содружества. Не пропустите премьеру на телеканале «МИР» 14 февраля в 19.15!
Подробнее в сюжете: Слабое звено