15 января исполняется 75 лет выдающемуся российскому композитору, Народному артисту России Максиму Дунаевскому. В его творчество трудно не влюбиться: написанные им песни и саундтреки потрясающе позитивны, обладают собственной мощной энергетикой и чарующей магией. Его перу принадлежит музыка к десяткам отечественных фильмов, мультиков, мюзиклов и спектаклей. Песни его сочинения звучат в таких прославленных фильмах, как «Д`Артаньян и три мушкетера», «Ах, водевиль, водевиль», «Мэри Поппинс, до свидания!», «Карнавал» и во многих других.
Отец Максима Дунаевского – культовый советский композитор Исаак Дунаевский: настоящая знаменитость того времени, лауреат двух Сталинских премий, народный артист РСФСР. А мать – балерина Московского театра оперетты и Ансамбля песни и пляски Российской армии Зоя Пашкова.
Брак родителей был не зарегистрирован, мало того, отец был женат на совсем другой женщине, и речь о разводе даже не шла. Но, по словам Максима Дунаевского, история его родителей – это настоящая лав стори. Дунаевский-старший был по-настоящему влюблен в юную красавицу-балерину, которая была моложе его на 23 года.
История их любви продолжалась почти 15 лет, и Максим чувствовал себя растущим в полной семье: он даже не догадывался, что родители не женаты. «Сидя рядом, они всегда держались за руки. Я никогда не слышал от них ни одного брошенного друг другу обидного слова», – вспоминал в одном из своих интервью Максим Дунаевский.
По словам композитора, отец его был чрезвычайно энергичным человеком, с бурным темпераментом. К тому же наделенным необычайным чувством юмора. «Папа всегда был окружен интересными, яркими людьми, которые его очень любили. Душа компании, заводила. Умел и работать до самопожертвования, и веселиться на всю катушку», – рассказал композитор в одном из своих интервью. Мама, по его словам, имела все, как жена – деньги, внимание и все остальное, что имеет настоящая семья.
Тем не менее мальчику с детства запрещали «козырять» именем знаменитого отца, и в свидетельстве о его рождении в графе «отец» стоял прочерк: в то время состоявшим в браке мужчинам запрещалось записывать на себя внебрачных детей. До самого своего совершеннолетия будущий композитор носил фамилию матери.
Сыном Исаака Дунаевского Максим был официально признан только в 10-летнем возрасте, когда умер его отец. Максим и его мама не были наследниками: по закону они вообще ни на что не могли претендовать. В этот момент в ситуацию вмешались друзья Исаака Дунаевского из Союза композиторов, уважаемые советские композиторы, хорошо знакомые с его второй семьей. Благодаря их ходатайству было принято специальное решение советских государственных и партийных инстанций, и Максим вместе с его матерью были официально признаны законными наследниками Исаака Дунаевского, наравне с его официальной женой Зинаидой Судейкиной и их общим сыном Евгением. Фамилию отца Максим взял при получении паспорта в 16-летнем возрасте. Все детские годы он прожил под фамилией матери.
Незаурядные способности к музыке обнаружились у Максима Дунаевского еще в детстве. Он любил перебирать клавиши, у него получалось импровизировать. Позже он вспоминал, что у них в доме музыка в доме звучала постоянно, причем самая разная: от классики до традиционного американского джаза. И мальчик не мог ее не впитать. Тем не менее поначалу учиться в музыкальной школе он не захотел, а родители не стали настаивать. И лишь после смерти отца Максим заявил матери, что «хочет стать композитором, как папа», и стал осознанно и настойчиво учиться играть на фортепиано. К концу школы он уже написал свои первые музыкальные произведения.
В 1965 году он окончил музыкальное училище при Московской государственной консерватории имени Чайковского, а затем и саму консерваторию. Максим Дунаевский учился на теоретико-композиторском факультете по классу композиции. Его педагогами были прославленные советские композиторы Дмитрий Кабалевский и Тихон Хренников, у него преподавал также выдающийся отечественный кинорежиссер и театральный педагог Андрей Эшпай.
В студенческие годы Максим Дунаевский намеревался писать академическую музыку. Он создавал камерные, симфонические и вокальные произведения.
Но на старших курсах он увлекся работой в театре МГУ, которым руководили режиссеры Марк Розовский и Альберт Аксельрод, а также актер Илья Рутберг. Там он начал писать музыку для театра, кино и эстрады. Им были созданы музыкальные пьесы «Тили-тили-тесто», «Двенадцать стульев», «В поисках капитана Гранта». Позже на их основе были написаны саундтреки для одноименных фильмов.
В своем творчестве Максим Дунаевский стал продолжателем дела своего отца – блестящего создателя песен для кино и театра, мастера оптимистической, радостной музыки, которой полны советские фильмы 30-х годов. Как и отец, Максим Дунаевский также говорил с киноэкрана языком музыки. Одним их первых фильмов, музыку к которому он написал, была кинолента Ролана Быкова «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» .
Важной вехой в его творчестве стало написание музыки к спектаклю режиссера Марка Розовского «Три мушкетера», который был поставлен в Московском театре юного зрителя. Яркая музыка Максима Дунаевского сыграла в нем одну из главных ролей.
Композитору удалось выразить собственное отношение к произведению Дюма и предложить новый взгляд на него: с изрядной долей юмора как к поворотам сюжета, так и к главному герою. Д'Артаньян из супермена превратился в реального, земного парня, обаятельного и человечного.
Такая трактовка оказалась настолько мила зрителю, что спектакль позже стал основой для художественного фильма «Д'Артатьян и три мушкетера», который снял 1978 году режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич. В фильме одна из главных ролей также принадлежала музыке Дунаевского. Написанные для кинофильма песни, такие как «Пора, пора, порадуемся», «Когда твой друг в крови», «Есть в графском парке черный пруд», и многие другие стали настоящими хитами.
Максим Дунаевский не только писал музыку – долгое время он был блистательным дирижером и в этом качестве сотрудничал с лучшими советскими музыкантами. Он руководил оркестром театра имени Евгения Вахтангова, затем был дирижером оркестра Московского Мюзик-холла и заведовал оркестром Театра-студии музыкальной драмы, был художественным руководителем и главным дирижером Государственного эстрадного оркестра РСФСР. В общей сложности он был дирижером разных оркестров почти 16 лет – с 1969 по 1985 год.
В 90-е годы Максим Дунаевский в течение восьми лет жил в Соединенных Штатах и работал в Голливуде, где написал музыку к нескольким фильмам.
Однако сам он считает, что лучшие свои произведения он создал все же на родине. «В моей жизни было несколько кульминационных моментов, которыми я дорожу, – говорил в одном из своих интервью композитор. – «Мэри Поппинс, до свидания» я считаю одним из наиболее удачных сочинений. Тот же мюзикл «Алые паруса» стал для меня своеобразным творческим откровением. Ну и, конечно, нельзя забывать про «Д’Артаньяна и трех мушкетеров» – этот фильм, по сути, сделал меня».
Не только песни из этих кинофильмов стали супер популярными. Такая же судьба была уготована многим другим произведениям, написанным Максимом Дунаевским. Они зажили отдельной жизнью, их стали исполнять как эстрадные номера.
Со сцены песни композитора исполняли Андрей Давидян, Ирина Понаровская, Николай Караченцов, Жанна Рождественская, Дмитрий Харатьян, Маша Распутина, Михаил Боярский, Татьяна Буланова, Дима Билан, Александр Панайотов и другие артисты.
Всего Максим Дунаевский написал музыку к 70 фильмам и десяткам музыкальных спектаклей, мюзиклов и мультфильмов. Его музыка сделала любимые отечественные ленты настоящими кинохитами.
Мелодии сыграли роль драгоценной приправы для блюда под названием «Кино». Несколько поколений зрителей с удовольствием пересматривают знакомые кинофильмы, в том числе и для того, чтобы распробовать все ингредиенты этого блюда в полной мере, почувствовать едва уловимые нотки вкуса, сполна насладиться теми эмоциями, которые рождают мелодии Дунаевского.
С особым чувством публика вспоминает помимо песен трех мушкетеров, арию «Гадалка» из комедии «Ах, водевиль, водевиль», «Позвони мне, позвони!» и «Спасибо, жизнь!» из фильма «Карнавал», «Ветер перемен» и «Непогода» из сказки «Мэри Поппинс, до свидания!», «Частушки Бабок-Ежек» из мультфильма «Летучий корабль» и многие другие песенные шедевры отечественного кинематографа. Они сразу рождают эмоцию, позволяют снова и снова переживать все те оттенки чувств, которые дарит нам любимое кино.
Читайте также: