Депутаты Госдумы в первом чтении приняли президентский законопроект о присвоении звания «Город трудовой доблести». Этот статус получат населенные пункты, где в Великую Отечественную войну не было боевых действий, но работало бесперебойное производство продукции для армии, передает корреспондент телеканала «МИР 24» Владимир Сероухов.
До Ярославля немецкие войска не дошли, поэтому там сохранилось так много исторических зданий. Но городу от противника досталось: самолеты люфтваффе бомбили промышленные объекты и мосты. Ведь именно Ярославль соединял Москву с севером Советского Союза, был транзитом для поставок по ленд-лизу и снабжал фронт техникой, оружием и боеприпасами.
К осени 1941-го почти все предприятия Ярославля встали на военные рельсы. Ликероводочный завод выпускал «коктейли Молотова», полиграфический – минометы, и автомобильный завод грузовиками и двигателями не ограничился.
Тягач Я-12, наверное, самый наглядный вклад Ярославля в Победу. На фронте он возил тяжелую артиллерию. В каждом двигателе 110 лошадиных сил, и даже по бездорожью он разгонялся до 43 км/час. Всего за войну фронт получил больше двух тысяч таких машин.
В Ярославле за время войны произвели гигантский арсенал для Красной армии. 17,3 млн корпусов снарядов и мин, 2,9 млн корпусов авиабомб, 710,9 тысячи деталей реактивных снарядов, 27,7 млн минных взрывателей, 1135 боевых катеров, 26,9 тысячи пистолетов-пулеметов, большую часть из них собрали на автомобильном заводе. С 1942 года на предприятии собирали автомат ППШ – пистолет-пулемет Шпагина.
«Ученики собирали, делали в цехах минометные снаряды, зачищали заусенки. Это было наше производственное задание», – рассказал ветеран Великой Отечественной войны Анатолий Титов.
Титов стоял у станка на Ярославском автомобильном, пока ему не исполнилось 18 лет. Несмотря на бронь от предприятия, ушел добровольцем на фронт. Там родную технику увидел в деле, во время наступления в Восточной Пруссии.
«Мы встречали там артиллерийские тягачи, они за нами шли», – вспоминает Титов.
Ярославль – лишь один из тыловых центров, которые претендуют на статус «города трудовой доблести». Заявки в организационный комитет «Победа» также подают Челябинск, Нижний Новгород, Магнитогорск и другие.
«В каждом таком городе в соответствии с законом должна быть установлена стела с текстом указа президента о присвоении соответствующего статуса городу. Там будут проводиться торжественные мероприятия и салют», – рассказал член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Андрей Исаев.
Почетное звание собирается получить и столица Башкортостана. В Великую Отечественную там производили амуницию, боеприпасы, бронепоезда. На каждом третьем советском боевом самолете стоял уфимский двигатель.
«Особая уникальность заключалась в том, что эту технику очень легко осваивали летчики-новобранцы. В годы войны это было принципиально важно», – отметила директор музея истории ПАУ «Уфимское моторостроительное производственное объединение» Александра Борматова.
Моторостроительный завод каждый день отправлял в Кремль отчет: сколько двигателей сошло с конвейера. Это была погоня не только за количеством, но и за качеством.
«Работали по 12 часов, в две смены, другой раз и ночевали прямо в цехе», – свидетельствует ветеран труда Роза Обухова.
Массовый трудовой героизм тыла в советское время законодательно так и не увековечили. Сейчас такая возможность появилась для нескольких десятков городов.
Подробнее в сюжете: День Победы