Фильм «Курьер», снятый Кареном Шахназаровым по собственной повести в 1986 году, стал одной из картин, ознаменовавших перестройку. Незамысловатая история знакомства и не случившегося романа двух советских подростков – профессорской дочки Кати Кузнецовой и курьера-нигилиста Ивана Мирошникова – оказалась пропитанной духом переломного времени, неопределенности будущего. «Курьер» был назван лучшим фильмом года по результатам опроса журнала «Советский экран» и попал в топ советского проката в 1987 году. Немалая роль в этом успехе принадлежала юным исполнителям главных ролей: Федору Дунаевскому и Анастасии Немоляевой. Любопытно, что судьбы обоих актеров, которым на сегодняшний день исполнилось 53 года, оказались практически не связаны с кино.
Смотрите фильм «Курьер» в субботу, 9 сентября, в 12:10 и в воскресенье, 10 сентября, в 10:10 на телеканале «МИР».
Если Катя – профессорская дочка, то сыгравшая ее белокурая красавица Анастасия Немоляева – отпрыск кинематографического семейства. Она не просто так носит знаменитую фамилию. Актриса является племянницей Светланы Немоляевой, дочерью ее брата – оператора Николая Немоляева. Дедушка, Владимир Немоляев, был кинорежиссером, а бабушка работала звукооператором на «Мосфильме». Не удивительно, что сниматься Анастасия начала чуть ли не в 11 лет.
Карен Шахназаров долго мучился, подбирая актеров на главные роли «Курьера». На роль Кати Кузнецовой пробовались Юлия Меньшова, Ольга Кабо, Оксана Фандера, Алика Смехова и многие другие многообещающие молодые актрисы, но подходящий типаж все не находился. Николай Немоляев был оператором-постановщиком фильма и рассказал о поисках своей дочери. Анастасия принесла Шахназарову фото своего одноклассника Федора Дунаевского и затем и привела его на съемочную площадку. Режиссер решил устроить пробы обоим и тут же утвердил их на главные роли, а потом защищал этот выбор перед худсоветом.
В 1991 году Анастасия окончила ГИТИС, мастерскую Марка Захарова, и несколько лет играла в Театре на Малой Бронной. В ее фильмографии порядка 20 фильмов, большая часть из которых пришлась на 80-е и 90-е годы.
Может быть, актерской реализации талантливой актрисы не способствовали перемены в стране, период, когда даже именитые артисты не могли дождаться хороших ролей. А может быть, перевесило увлечение декоративным искусством, которым девушка занималась с детства: мастерила куклы, расписывала по дереву, вышивала. Анастасия стала известным художником и специализируется на росписи эксклюзивной дизайнерской мебели, которую создает ее муж, японец по происхождению Цутому Исидзиме, известный под именем Вениамин Скальник. Известно, что со своим будущим мужем Немоляева познакомилась на съемках советско-японской картины «Сны о России».
Творческий тандем художников получил признание и в России, и за рубежом, золотые руки Анастасии Немоляевой оживляют на уникальных предметах интерьера сюжеты и химеры со средневековых европейских фресок. У Анастасии и Цутому три дочери: Соня, Фрося и Дуся.
Чудесным образом роль Ивана Мирошникова не досталась пробовавшимся на нее Дмитрию Певцову, Дмитрию Харатьяну и Игорю Вернику. Случайно попавший к поле зрения Шахназарова Федор Дунаевский в действительности был похож на своего героя: трудный сын разведенных родителей (мама программист, папа – биохимик), регулярно участвовавший в драках, отчисленный из школы и даже стоявший на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Как и «Курьер», Федор отличался независимостью взглядов и старался идти против течения. На съемочной площадке о нем вспоминали, как о закрытом, но остром на язык человеке. В школе Федор посещал театральный кружок, казалось бы, красивый актерский дебют в главной роли в фильме «Курьер» должен был предрешить будущее молодого человека... Вскоре после «Курьера» последовала еще одна важная работа – роль Вити Шевченко в пронзительной картине Эльдара Рязанова «Дорогая Елена Сергеевна», затем эпизодическая роль в «Небесах обетованных». К сожалению, после этого заметных работ в кино у Федора Дунаевского больше не было.
Молодой человек окончил медицинское училище, работал фельдшером скорой помощи, а в 1991 году решил уехать к родственникам в Израиль по программе репатриации. Пытался строить карьеру в новой стране, работал в Тель-Авивском Камерном театре, озвучке и на радио, но через два года вернулся в Россию и поступил на режиссерский факультет ВГИКа, который так и не закончил.
За свои насыщенные 50 лет Дунаевский испробовал множество разных работ, от дворника и официанта до модели, занимался грузовыми перевозками и музыкой – основал группу под названием Banda Dunaevsky. Жил в Израиле, Италии и Германии, однако всегда возвращался в Россию, где живет по сей день. Он был женат четыре раза и имеет пятерых детей. Пока что редкие попытки вернуться на киноэкран (сериалы «Топтуны», «Грач» (2012)) так и не смогли затмить славу первых звездных ролей Федора Дунаевского. В общем, если бы мы узнали, как сложилась жизнь Ивана Мирошникова в будущем, то, возможно, за оригинал стоило бы взять биографию актера, так на него похожего.
Подробнее в сюжете: Новости кино