Не повторять в Ливии сирийскую ошибку, усилить международное давление и склонить стороны к перемирию призвал президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган на открытии нового корпуса турецко-германского университете в Анкаре. Стремление к политическому урегулированию в Ливии подтвердила и канцлер Германии Ангела Меркель, которая находится в Турции с визитом. Гражданская война в Ливии продолжается уже восемь лет. Об истории конфликта – корреспондент «МИР 24» Елена Ширяева.
Эти кадры запомнил весь мир. 20 октября 2011 года, холодильная камера для овощей, мертвое тело Муаммара Каддафи на всеобщем обозрении. Все спешат сфотографировать с тем, кто был у руля государства 42 года. Запад считал Каддафи диктатором и спонсором терроризма. Защищать демократию решили с помощью авиаударов. Заодно развязали гражданскую войну. «Борются за влияние в ливийском урегулировании формально. Реально они борются за ливийскую нефть. Особенно США, которые пытаются заменить на европейском рынке иранскую нефть ливийской», – считает посол СССР в Ливии с 1986 по 1991 год Погос Акопов.
Каддафи придумал свою форму правления – джамахирию, что означает «народовластие». Ливия была единой. Сейчас же в стране – двоевластие уже восемь лет. На западе правит сформированное при поддержке ООН и ЕС Правительство национального согласия. Возглавляет его премьер-министр Фаиз Сарадж. На востоке заседает избранный жителями парламент. Его поддерживает Ливийская национальная армия во главе с фельдмаршалом Халифом Хафтаром. «Я не думаю, что наши действия представляют собой какое-либо препятствие. Мы платим кровью и человеческими жизнями, которые нам дороже всего на свете, за благо страны. Другие силы стремятся к власти и используют эту ситуацию», – заявлял Хафтар.
Враждуют давно. В декабре прошлого года армия фельдмаршала перешла в наступление. Начался штурм города Триполи. Именно там заседает оппозиция. «Мы предлагаем бредящим людям с промытыми мозгами сдать свое оружие. Битва окончена, мы не допустим милитаризации нации», – говорил официальный представитель Правительства национального согласия Мохаммед Гноуно.
«Ливийская национальная армия переехала в столицу для одной цели – изгнать вооруженные группы, которые похитили нашу столицу», – подчеркивал спикер парламента Ливии Агила Салех. Накаляют ситуацию и разные повстанческие группировки. Многонациональная Ливия раздроблена, 140 племен. Среди них – арабы и берберы, туареги и тубу, тоже не могут найти общий язык. «Идет беспрерывная гражданская война, столкновения многочисленных группировок, которые разделены по этническому, религиозному, племенному принципу», – отметил руководитель Центра Ближнего и Среднего Востока Российского института стратегических исследований Владимир Фитин.
Все это вперемешку с хаосом, бедностью, безработицей. Теперь трудно поверить, что когда-то Ливия была лидером в Северной Африке по доле ВВП на душу населения и страной с рекордно низкой инфляцией. Каддафи добивался независимости от импорта. Доходы от нефтедобычи направлял на социальные нужды. Обеспечил водой пустынные районы с помощью рукотворной реки. «При нем было бесплатное образование, бесплатное медицинское обслуживание, женатой паре давали несколько тысяч долларов единовременного пособия, оплачивалась учеба, даже в зарубежных университетах, по безработице пособия были самыми высокими в арабском мире», – указал Фитин.
Ливийский конфликт стал одной из главных тем на недавней встрече президента России Владимира Путина с канцлером Германии Ангелой Меркель в Кремле. «Важно положить конец вооруженному противостоянию между Ливийской национальной армией маршала Хафтара и Правительством национального согласия господина Сарраджа, установить режим прекращения огня, принять меры по возобновлению политического процесса с конечной целью – преодоления раскола внутри страны и формирования единых государственных институтов», – заявил тогда Путин. Появились первые результаты. 12 января был введен режим прекращения огня.
Подробнее в сюжете: Ливия без Каддафи