С этого года иностранным студентам станет проще устроиться на работу в России. Все благодаря законопроекту Госдумы, который сегодня, 30 января, одобрил Совет Федерации. Согласно новому закону, студентам из других стран больше не нужно будет получать специальное разрешение, чтобы официально трудоустроиться в России.
Сейчас иностранные учащиеся могут работать только в свободное время или на каникулах и исключительно в том вузе, где они учатся. Во всех остальных случаях необходимо получить разрешение на работу в Федеральной миграционной службе. Когда закон начнет действовать, 135 тысяч иностранных студентов, которые сейчас учатся в российских вузах, смогут устраиваться на работу не только без разрешения ФМС, но и без учета квот на трудовых мигрантов.
Инициаторами нового законопроекта выступили председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко и спикер Госдумы Вячеслав Володин. По словам Володина, после вступления закона в силу иностранные студенты «смогут получить работу на основании трудового или гражданско-правового договора».
«Это позволит выйти на решение задачи, поставленной президентом, – увеличить не менее чем в два раза количество иностранных граждан, обучающихся в наших вузах и профучилищах. Многие учащиеся хотели бы приобрести практические навыки в выбранной профессии, получить дополнительный доход, поэтому они готовы трудиться в свободное от занятий время», – подчеркнул Володин.
«МИР 24» решили выяснить, как новый закон повлияет на жизнь иностранных студентов, многие ли из них хотят трудоустроиться официально и увеличится ли приток зарубежных сотрудников в российских компаниях. Для этого мы обратились в самый многонациональный университет России – Российский университет дружбы народов.
Новый закон значительно упростит жизнь молодежи, приезжающей учиться и работать в Россию, поэтому его можно только приветствовать, считает доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и межкультурной коммуникации факультета гуманитарных и социальных наук РУДН Владимир Синячкин.
«Если речь идет уже о подготовленных в России специалистах, то я одобряю это упрощение. Собственно говоря, в России всегда относились к этому положительно, и для нас какая разница – иностранец он [студент] или не иностранец? Этот иностранец потом станет нашим гражданином, родит у нас детей, и мы будем дальше развиваться. Поэтому чем больше молодежи останется у нас, тем более положительно образ России будет рассматриваться их родственниками, друзьями и так далее. То, что сейчас происходит вокруг образа России за рубежом – это, конечно, недопустимые вещи», – отмечает преподаватель.
После того, как закон вступит в силу, число иностранных работников в российских компаниях, очевидно, возрастет. С одной стороны, для нас это большой плюс, но не стоит забывать о том, что эти ребята – студенты, которым прежде всего необходимо думать об образовании. Не станет ли полноценная занятость помехой в учебе? Синячкин уверен: все зависит от индивидуальных качеств студента и его целеустремленности.
«Конечно, нынешние времена – это не Советский Союз, когда студентам платили великолепную стипендию и их ничто не отвлекало от учебы. В настоящий момент, если мы возьмем такие специальности, как физика, математика, инженерное дело, куда ребята поступают для того, чтобы стать специалистами, большинство из них все равно нуждается в материальной поддержке. Поэтому сами условия заставляют этих детей находить работу. И поскольку я сталкивался с разными студентами, то могу сказать, что сильный студент находит время и для работы, и для учебы, а те, кому все плохо, не так, как им бы хотелось – они, хоть работают, хоть не работают, все равно не будут нормально учиться. Если человек перед собой ставит четкую цель, он никогда не ноет, живет в предлагаемых обстоятельствах и находит время для того, чтобы и учиться, и работать», – отметил собеседник «МИР 24».
Студент РУДН Фан Чан приехал в Москву из Вьетнама. Когда он пришел в 9-й класс общеобразовательной школы, то совсем не знал русского языка. Сейчас Фан учится на инженера-нефтяника на первом курсе магистратуры РУДН. Он бегло говорит по-русски и мечтает устроиться на хорошую работу в российскую компанию. Но пока вынужден ограничиваться подработками: из-за того, что Фан иностранец, ему не предлагают хороших вакансий.
«Это все время так работало: мы можем работать в университете, но при этом не можем работать в другом месте. Конечно, официальное трудоустройство для меня очень важно, я хотел бы официально работать, а не нелегально. Я нефтяник, поэтому хотел бы работать в какой-нибудь нефтяной компании в Москве», – делится планами Фан.
Но действительность совсем не так радужна: из-за отсутствия российского гражданства студенту из Вьетнама очень трудно найти работу вне вуза, особенно по специальности. С такими же проблемами сталкивается большинство иностранных знакомых Фана.
«Мы – иностранцы, поэтому большинство компаний нас не берут даже на практику. Я везде подавал резюме, но его даже не рассматривают. Я даже пару раз видел вакансии у Аэрофлота, там требовался бортпроводник со знанием вьетнамского языка. Я туда подал документы, и они мне написали: «У вас нет гражданства Российской Федерации, так что мы не можем Вас взять на работу», – признается студент.
Пока он, как и многие его сверстники из других стран, занимается частной практикой. Временная работа, безусловно, приносит ему удовольствие и некоторый доход, но стабильной и высокооплачиваемой ее назвать, конечно, нельзя.
«Сейчас я подрабатываю репетитором по математике, занимаюсь со школьниками. Еще я танцую в коллективе, иногда у нас есть платные выступления, поэтому там я тоже чуть-чуть зарабатываю», – рассказывает молодой человек.
Совмещать работу и учебу Фан не боится: с успеваемостью у него все прекрасно, и сил на все хватает. Узнав о новом законе, который позволит ему получить работу без специального разрешения, Фан искренне обрадовался. Будем надеяться, что он, как и многие другие иностранные студенты, сможет в будущем рассчитывать на престижную работу по специальности, независимо от гражданства и национальности.