Гамбургер, чизбургер, картошка фри. Эти слова советские граждане узнали 30 лет назад, когда в Москве открылся первый ресторан «Макдоналдс», напоминает корреспондент телеканала «МИР 24» Максим Красоткин.
К очередям житель Союза привык, но даже эта побила все рекорды – в ней стояли 30 тысяч человек. Начинавшая у метро и огибавшая Новопушкинский сквер, она напоминала большую краковскую колбасу, которая на тот момент не часто была на прилавках.
«Сегодня я не могу объяснить, почему мы оказались там. Я помню, мы стояли долго, несколько часов. Не соврать, от трех до пяти часов», – вспоминает Дмитрий Трепольский.
Дмитрию в 1990-м было 11 лет, и с родителями он приехал на Пушкинскую площадь из подмосковного Одинцова. Да что говорить, тогда отведать незнакомой еды состоятельные люди прилетали даже из советских республик.
«Чизбургер, гамбургер, по-моему, бигмак, картошку и коктейли молочные попробовали», – говорит он.
Гамбургер тогда стоил полтора рубля, как полкило докторской колбасы, бигмак – 3,75. На эти деньги можно было купить три килограмма говядины. Но люди шли за не за едой.
«В первую очередь это был образец западной жизни, прикосновение к тому, о чем мы много слышали, но сами не пробовали», – считает музыкант Алексей Кортнев.
Необычным тогда было все: форма подачи – булки с котлетами, завернутые в бумагу, способ потребления – руками. Многие посетители искали столовые приборы и, не найдя, делили гамбургер пополам и съедали как бутерброд – хлебом вниз.
Тогда «Макдоналдс» ломал стереотипы об общепите хотя бы уже тем, что всегда был открыт. Пусть сидячих мест и не хватало, но обслуживали каждого. Это сейчас фраза «свободная касса» звучит с легкой иронией, а тогда в ней заключались новые стандарты обслуживания. Еще было необычно, что иностранные бренды советским гражданам продавали за советские рубли.
Но больше первых клиентов удивляли улыбчивые продавцы. На 630 вакансий было подано больше 25 тысяч анкет.
«Нам задавали вопросы, которые в тот момент были достаточно странными: можете ли вы четыре часа улыбаться, пробежать стометровку, непрерывно общаться с гостями», – вспоминает старший вице-президент по развитию, технологиям и франчайзингу «Макдоналдс» Карина Погосова.
Карина, тогда студентка МАИ, 31 января 1990 года принимала на кассе первых посетителей. Сотрудникам за полминуты нужно было рассказать, что скрывается за необычными словами в меню.
«Когда мы общались с посетителями, было интересно видеть их реакцию. А реакция была такой: мы хотим дождаться, пока у вас все кончится. Я говорю: такого не будет. Они: ну как так, ходите рядом, утром забрасывают какой-то продукт, и через час его нет. Я говорю: у нас не будет, вот что написано, то вы будете получать с утра до ночи каждый день», – рассказывает директор первого ресторана «Макдоналдс» в 1990 году Хамзат Хасбулатов.
Во времена тотального дефицита «Макдоналдс» смог создать собственный перерабатывающий завод и найти поставщиков. Предложения сотрудничать тогда воспринимали с удивлением. Был даже курьез, когда коммерческий директор крупнейшего на сегодняшний момент поставщика овощей и салатов попросту отшил иностранцев.
«У тебя дефицитный товар, у тебя и так все хорошо. А к тебе кто-то приходит и говорит, пару ящиков какой-то капусты, которой я не знаю, произведи и продай нам. Он говорит: в валюте будете платить? Американская компания все-таки. Они: мы не собирались в валюте платить. Он говорит: ну не будете, и пошли вон», – привел пример управляющий партнер компании «Белая дача» Антон Семенов.
Это сейчас посетителям не нужно объяснять, что такое картофель фри и что это за блюдо – чизбургер. 30 лет назад эти слова ворвались в советскую жизнь вместе с ветром перемен, который пах жареными котлетами на гриле и шкварчащей в масле картошкой.
Подробнее в сюжете: История