Транспорт – одна из ведущих отраслей Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Объем перевозок грузов всеми видами транспорта в 2018 году составил более 11 млрд тонн. Перевозки пассажиров в странах ЕАЭС выросли до 37,8 млрд человек. Один из основных видов перевозок грузов в странах ЕАЭС – автоперевозки. До 2020 года утверждены «дорожные карты» по интеграции транспортных комплексов стран ЕАЭС. Среди основных этапов – автоматизация, информатизация и переход на электронный документооборот. В рамках инициативы «Один пояс один путь» реализуются 35 проектов развития транспортной инфраструктуры. Общая стоимость проектов превышает $30 млрд. Среди приоритетов – развитие транзитного потенциала ЕАЭС.
Сближение транспортных комплексов стран Евразийского экономического союза в эфире телеканала «МИР 24» прокомментировали заместитель начальника отдела транспортной политики Департамента транспорта и инфраструктуры ЕЭК Светлана Елеева и начальник управления автомобильным и железнодорожным транспортом Министерства транспорта Кыргызской Республики Адылбек Акматов.
- Как сегодня происходит формирование общего рынка транспортных услуг и единого транспортного пространств в ЕАЭС?
Светлана Елеева: Направление по сближению транспортных комплексов в рамках ЕАЭС определены нашими основополагающими документами. Мы сегодня движемся в строгом соответствии с ними и с договоренностями, которые мы зафиксировали в договоре о ЕАЭС еще в 2015 году. Мы на сегодняшний день приняли стратегические документы – это основные направления скоординированной транспортной политики государств союза и две дорожные карты, которые идут в реализацию этого стратегического документа. Первый из них касается плана мероприятий по развитию воздушного транспорта, а второй – развития всех видов транспорта и инфраструктуры и определяет мероприятия по развитию общетранспортной политики. Эти карты включают в себя 97 пунктов мероприятий. Цифровая повестка является одной из ключевых.
- От чего зависит степень интеграции, каковы ее реальные возможности? Насколько осуществимы задачи по снятию к 2025 году существующих ограничений при перевозках между странами ЕАЭС?
Светлана Елеева: Предпосылки для выполнения этой задачи уже заложены. Это зависит от договоренностей сторон по сближению, политической воли, состояния национальной экономики, объема и состояния национального рынка транспортных услуг.
- С точки зрения Кыргызстана, какие основные проблемы необходимо решить для формирования общего рынка транспортных услуг?
Адылбек Акматов: Автомобильный транспорт в Кыргызской республике является ведущим и составляет порядка 95% всех перевозок грузов и пассажиров. Мы участвуем в программе по каботажным перевозкам – приводим свою нормативно-правовую базу, вносим изменения в двусторонние соглашения.
Нашим транспортникам необходимо беспрепятственное прохождение товаров по территориям стран-членов ЕАЭС и транзит, чтобы не вызывать больших потерь времени.
- Что говорят перевозчики, насколько они к этому готовы?
Адылбек Акматов: Они относятся к этому с пониманием, но у них есть проблемы. Пока не сравнить наш парк автотранспортных средств с парком Российской Федерации и других стран-членов ЕАЭС. Наша основная задача – обновление подвижного состава. Перевозчики Кыргызстана к этому уже приступили.
Полную версию интервью смотрите в видеоролике.
Подробнее в сюжете: Евразийский мост