Сложно себе представить более значимые в политическом плане эпизоды Второй мировой войны, чем три конференции «Великих держав»: Тегеран-43, Ялта-45 и Потсдам-45. При этом многие историки считают самой важной именно крымскую встречу Иосифа Сталина, Франклина Рузвельта и Уинстона Черчилля. Начавшиеся ровно 75 лет назад переговоры определили не только исход подходившей к завершению войны, но и всего мироустройства на следующие 40 лет.
То, что происходило с момента Ялтинской конференции вплоть до распада СССР, часто называют «Ялтинско-Потсдамским мироустройством». И не зря. Ведь все то, что мы помним об эпохе Холодной войны, было заложено именно в Крыму в феврале 1945 года. Разделение мира на два полюса, создание ООН и даже большинство существующих по сей день границ были описаны в итоговом коммюнике лидеров. Корреспондент «МИР 24» вспомнил, что решалось в Ялте и почему это настолько важно даже в современном мире.
Именно во время Ялтинской конференции Сталин, Рузвельт и Черчилль все же приняли окончательное решение, что Германию нужно громить прямо в ее границах. До этого момента существовал вариант принудительной капитуляции немецкого правительства без непосредственного вторжения на территорию страны. Но к февралю 1945 года стало понятно, что Адольф Гитлер не собирается сдаваться. Тогда лидеры достигли принципиальной договоренности о том, что Германию нужно захватывать.
По итогам конференции было решено разделить немецкие территории на четыре оккупационные зоны. К СССР, США и Великобритании должна была присоединиться Франция, которая также пострадала от Третьего рейха и потеряла те земли, что достались ей по итогам Первой мировой войны. В результате границы, очерченные в приложениях к коммюнике, сохранились в неизменном виде к маю 1945 года. Именно по разделительной линии между зонами Советского Союза и западных стран позже прошла граница между ФРГ и ГДР, а разделение Германии на две немецкие державы надолго стало символом противоборства социалистического и капиталистического блоков.
Несмотря на то, что Германия была державой, которая развязала две мировые войны с разницей всего в 30 лет, державы-победители не хотели окончательно исключать ее из международной жизни. Оккупацию предполагалось снять как можно быстрее, но в первую очередь необходимо было победить нацизм «во всех его проявлениях» и удостовериться, что Германия никогда не сможет снова нарушить мир. Для этого предлагалось полностью демилитаризовать страну, в том числе увезти всю военную технику, ликвидировать все военизированные организации и положить конец всей военной промышленности. При этом отдельно в коммюнике отмечалось, что «уничтожение германского народа не входит в планы» стран-победительниц.
Наконец, государства договорились в полной мере взыскать репарации за все разрушения, причиненные Германией другим странам. К соглашению о конкретных суммах лидеры не пришли, однако Сталин смог убедить своих коллег в том, что СССР должен получить половину всей суммы, какой бы она ни была.
К февралю 1945 года, в принципе, уже было понятно, что вскоре война закончится. Неясно было лишь, что произойдет после исчезновения общего врага у Советского Союза и западных стран. Две стороны, которые последние годы сражались рука об руку, но потратили слишком много сил и средств, чтобы наладить военную промышленность, легко могли развернуть пушки в сторону друг друга. Довольно известный факт, что и у Великобритании, и у США, и у СССР был план на случай войны друг с другом. Это не значит, что к этой конфронтации готовились или стремились, но все возможности необходимо было учесть.
В Ялте потратили существенную часть времени на обсуждение того, как действовать после капитуляции Германии. Понятно, что все сходились на необходимости поддержания мира. Но вот как его поддержать – вопрос чрезвычайно сложный. В первую очередь, коммюнике завершалось словами о «священном долге правительств стран по сохранению и усилению единства». Лидеры сошлись на том, что необходимо обеспечить людям мирную жизнь без страха и нужды.
«Победа в этой войне и образование предполагаемой международной организации предоставят самую большую возможность во всей истории человечества для создания в ближайшие годы важнейших условий такого мира», – говорилось в документе.
Вряд ли лидеры сильно доверяли друг другу. Еще меньше они доверяли возможным преемникам. Поэтому главы государств выразили необходимость в создании нового надгосударственного органа, наподобие Лиги наций, который будет помогать поддержанию мира и безопасности даже в том случае, если одна из стран-победительниц вдруг захочет свернуть с этого пути. В Ялте запланировали встречу по созданию того, что в будущем назовут Организацией Объединенных Наций, на 25 апреля. Предполагалось, что представители СССР, США и Великобритании выработают структуру объединения, а затем отправят все бумаги на согласование Франции и Китаю – их также решили включить в список основателей. Также Сталин постарался продавить, чтобы в документе отдельно значились БССР и УССР, как наиболее пострадавшие от действий нацистов республики.
ООН существует и до сих пор: в этом году будет уже 75-я юбилейная Генассамблея. Однако своих основных функций она выполнить все же не смогла. Институт вето похоронил Совет Безопасности, поэтому Организации приходилось и приходится безучастно смотреть, как на протяжении многих лет основатели продолжают проводить несанкционированные военные операции по всему миру. Впрочем, ООН хотя бы смогла продержаться уже существенно дольше своей предшественницы Лиги наций.
Удивительно, но Ялтинская конференция проходила в условиях абсолютного согласия и постоянных компромиссов. Ни Сталин, ни Черчилль, ни Рузвельт сильно не настаивали на собственных интересах, когда речь шла о переделе европейских границ. Довольно быстро было решено, какие территории и государства попадут в западную сферу влияния, а какие – в советскую.
В частности, в Ялте лидеры успешно поделили между собой Балканы. СССР продавил в качестве главы Югославии Иосипа Броза Тито, которому, впрочем, наказали «взять в правительство демократов», что в будущем предопределило конфликты между Союзом и Югославией. А вот Грецию решено было передать Великобритании. За СССР также остались Румыния, Болгария и Венгрия. В принципе, это лишь подтвердило устное «Соглашение о процентах» между Черчиллем и Сталиным, которое было заключено тремя месяцами ранее.
Самое большое количество разногласий вызвала Польша. По подсчетам историков, четверть всех сказанных во время конференции слов пришлись на проблему этого государства, в котором, по сути, и началась Вторая мировая. Дело в том, что территориально поляки больше всего пострадали в результате немецких завоеваний. Но самое главное, что возвращение Польши к довоенным границам могло бы лишить части территорий Советский Союз, чего Сталин, конечно, допускать не хотел.
В результате продолжительных споров, Черчилль и Рузвельт пошли на полные уступки своему советскому коллеге. Все захваченные Германией территории вернулись Польше, а вот советская часть, за исключением Белостокского региона, осталась частью БССР и УССР. Кроме того, Сталину удалось добиться согласия на создание в Польше «Временного правительства национального единства» – несмотря на то, что в Лондоне в то время все еще находилось легальное польское правительство в изгнании. Таким образом, в стране создали все предпосылки для перехода к социалистическому режиму. Считается, что британцы и американцы отказались от притязаний на Польшу потому, что именно Красная армия избавила страну от нацистов.
Одним из ключевых вопросов Ялты, который, впрочем, не вошел в коммюнике из-за секретности, стала война с Японией. Было понятно, что даже после капитуляции Германии в Тихом океане продолжатся сражения. Главной целью Черчилля и Рузвельта было убедить Сталина вступить в войну с японцами. Советский лидер согласился сделать это в течение двух-трех месяцев после разгрома Германии (и сдержал свое слово), но взамен потребовал фактически полных уступок западных стран по всем дальневосточным пунктам обсуждения.
Во-первых, западные лидеры обязались признать независимую Монголию, которая практически моментально попала в зону влияния Советского Союза. Во-вторых, Москве обещали аренду Порт-Артура, который оставался важным стратегическим морским пунктом, потерянным во времена русско-японской войны 1904-1905 годов, а также Китайско-Восточной железной дороги.
Наконец, Сталин потребовал пересмотреть еще один итог война начала века. Он захотел вернуть России контроль над южной частью острова Сахалин, а также над Курильскими островами. Территориальные споры на этот счет ведутся до сих пор, и, по сути, являются единственной проблемой, из-за которой до сих пор не был заключен мирный договор между Россией и Японией. В результате все просьбы советского лидера были удовлетворены.
Ялта-45 стала отправной точкой создания нового послевоенного мира. Позже все соглашения были еще раз подтверждены в Потсдаме, и таким образом США, СССР и Великобритания решили судьбу всех остальных государств на ближайшие десятилетия. Демаркационные линии перешли на политическую карту мира в качестве современных границ, а разделение на восток и запад с тех пор уже начало казаться естественным. Несмотря на то, что в 90-х годах часть устоев конференции была подорвана, до сих пор многие пункты из договоров лидеров стран-победительниц остаются актуальными.