Сегодня исполняется 120 лет со дня рождения маршала, дважды героя Советского Союза Василия Чуйкова. Он разработал специальную тактику ведения уличного боя. Благодаря ей советским войскам полгода удавалось героически противостоять превосходящим силам немцев. О том, кого прозвали Генерал Штурм, расскажет корреспондент телеканала «МИР 24» Дмитрий Забрудский.
«Среди наград Василия Ивановича Чуйкова две звезды героя Советского Союза. Всего у него около 70 наград», – говорит сотрудник музея.
Медали, ордена, фотографии, личные вещи – по ним в доме-музее можно отследить весь путь Чуйкова: от командира роты в Гражданскую войну до командующего армией. Один из главных экспонатов – семейная икона. На этот образ мать Василия Ивановича молилась, когда восемь ее сыновей были на фронте.
«После войны все братья собрались. Выпили, конечно, за Сталина, за Родину. Мама сидела в сторонке и говорит: все вы герои, вас всех у Бога вымолила, поэтому вы все вернулись невредимыми», – говорит краевед, замглавы администрации городского округа Серебряные Пруды Алексей Волков.
«Это генерал-лейтенант. Это форма, в которой он в Сталинграде был», – поясняет сотрудник музея.
Любимую вещь командарма Чуйкова – китель с петлицами (погоны в Красной армии еще не ввели) – в музейные экспозиции до сих пор не отдают. Семейную реликвию хранит внук Николай. Дед-герой доверял ему факты, о которых тогда старались не говорить. Например, в первые месяцы обороны Сталинграда немцев в плен не брали.
«Чтобы взять в плен людей, нужно организовать им конвой. Ты же врагов к себе в тыл не отправишь. А из кого конвой? Каждый солдат на счету! В момент, когда армия была зажата, и сзади была Волга, в плен не брали», – указал внук маршала Советского Союза Василия Чуйкова Николай Чуйков.
Двести дней на передовой. Генерал Чуйков во время обороны города ни разу не покидал Сталинграда. Свой командный пункт он устроил в сотнях метрах от позиций врага, сейчас на этом месте Мамаев курган. Генерал одним из первых в Красной армии начал применять психологические приемы: через громкоговорители враги слышали метроном и голос, который сообщал, что каждые семь секунд на фронте гибнет немецкий солдат. Враг ненавидел и вместе с тем уважал русского полководца.
«У него было заболевание экзема. Медсестра после каждого серьезного боя приходила к нему с тазиком, в котором разводила марганцовку, промывала и бинтовала ему руки. Было такое впечатление, что он воюет в белых перчатках», – отметил директор мемориального дома-музея В.И Чуйкова Валерий Пономарев.
Красноармейцы называли его Генерал Штурм. Он до совершенства довел тактику использования специальных штурмовые отрядов в городских боях. Мобильные группы первыми врывались в дома через окна, взрывали стены, появлялись из-под земли. Позже этот опыт пригодился командарму при взятии Берлина. В Сталинграде Чуйков разгромил одну итальянскую, две румынские и две отборные немецкие армии. За оборону Сталинграда генерала Чуйкова наградили орденом Суворова 1-й степени. Две звезды Героя Советского Союза командарм 62-й получил потом: за освобождение Южной Украины и Висло-Одерскую операцию.
Василий Иванович Чуйков за свою жизнь написал девять книг мемуаров. Последним текстом для него стало завещание, в котором он отказался от захоронения у кремлевской стены в Москве. «Любимая партия и советское правительство, чувствуя приближение конца жизни, находясь в сознании, прошу вас после моей смерти мой прах похоронить на Мамаевом Кургане в Сталинграде, рядом с моими солдатами», – писал Чуйков. Его волю исполнили в 1982 году. Маршалу Советского Союза было 82 года.
В эти дни в Волгограде проходят торжественные мероприятия, посвященные 120-летию Василия Чуйкова. В роли почетного гостя на них – внук прославленного маршала.
Подробнее в сюжете: День Победы
Читайте также: