Битву за Будапешт еще называют «дунайским Сталинградом». Гитлер считал это направление самым важным: Венгрия оставалась единственным союзником Германии. Отсюда открывалась прямая дорога на Вену – родину фюрера, к тому же немцам нужна была венгерская нефть. Столица страны превратилась в настоящую крепость, которую защищала сильнейшая танковая группировка. Будапештская наступательная операция Красной армии началась 29 октября 1944 года и завершилась спустя три с половиной месяца ожесточенных боев. Советские войска стремились сохранить культурные памятники Венгрии и смогли спасти от уничтожения узников Будапештского гетто. Ровно 75 лет назад, 13 февраля 1945 года, Красной армии удалось взять Будапешт ценой жизни 80 тысяч солдат, Венгрия была выведена из войны.
Фашистские войска оккупировали Венгрию в марте 1944 года, а в сентябре Красная армия пересекла ее границу. «Не как завоевательница, а как освободительница венгерского народа от немецко-фашистского гнета вошла в Венгрию Красная армия, не имеющая других целей, кроме целей разгрома вражеских германских армий и уничтожения господства гитлеровской Германии в порабощенных ею странах», – говорится в Постановлении Государственного Комитета Обороны СССР от 27 октября 1944 года. Документ предписывал «сохранить без изменения все существующие в этих районах венгерские органы власти и существующую в Венгрии систему экономического и политического устройства».
15 октября регент Миклош Хорти объявил перемирие с Советским Союзом, в ответ на это в Берлине разработали операцию «Панцерфауст». Гитлер отправил в Будапешт своего лучшего диверсанта Отто Скорцени, чтобы нейтрализовать Хорти. Спецоперация напоминала ту, в которой похитили арестованного итальянского диктатора Бенито Муссолини. Только на этот раз отряд СС похитил сына регента, в результате Хорти аннулировал перемирие и передал власть лидеру фашистской партии «Скрещенные стрелы» Ференцу Салаши...
К ноябрю 1944 года советские войска подошли к Будапешту, оказавшись перед тремя линиями обороны. Учитывая важность направления, а Венгрия была последним союзником фашистской Германии, здесь были сосредоточены основные силы группы армий «Юг» и части венгерских войск. Подготовившись к долгой осаде, немцы запаслись вооружением, боеприпасами, продовольствием и медикаментами. Советское командование приняло решение окружить город. 4-й Украинский фронт начал наступление на территории Чехословакии, тем самым сковав группировку 1-й танковой армии. В то же время войска 3-го Украинского фронта должны были форсировать Дунай и выйти к Будапешту с юга.
Взяв венгерскую столицу в кольцо, 29 декабря советские войска посылают в город парламентеров с ультиматумом: во избежание гибели мирного населения сдавайтесь, город окружен. Помимо прочего венгерским военным гарантировали немедленное возвращение домой. Предложение не оценили: нарушив правила войны, парламентеров расстреляли. Это были капитан 2-го Украинского фронта Миклош Штейнмец и капитан 3-го Украинского фронта Илья Остапенко.
После этого начался штурм города. Дожди, грязь – о том, в каких условиях проходили бои, можно судить по сохранившимся фотографиям. Через три недели после убийства парламентеров советским войскам удалось взять восточную равнинную часть города – Пешт. На возвышенности, через Дунай, ожесточенно сопротивлялась другая половина города – Буда.
В ночь на 2 января 1945 года фашисты начали атаковать советские войска на внешнем фронте окружения Будапешта – нужно было освободить осажденную в городе группировку. Ожесточенные бои продолжались до 26 января, на фронте протяженностью в километр одновременно могли наступать 50-60 немецких танков. Однако Красная армия выдержала. 11 февраля гитлеровские войска начали попытки прорваться на запад, но к 13 февраля группировка была практически уничтожена. Командующий немецкими войсками в Будапеште обергруппенфюрер СС Карл Пфеффер-Вильденбрух вместе со штабом оказался в плену. Он был приговорен к 25 лет лагерей, но оказался на свободе уже в 1955-м, после передачи ФРГ в качестве неамнистированного преступника. Пфеффер-Вильденбрух умер в возрасте 82 лет, попав в ДТП.
За Будапешт дорого заплатили и Германия, и СССР, и Венгрия. Гитлер лишился 56 дивизий и бригад, погибли 55 тысяч солдат и офицеров, более 133 тысяч попали в плен. Советская армия потеряла убитыми 80 тысяч человек. Погибло 38 тысяч жителей города. За счет того, что 37 германских дивизий были переброшены в Венгрию с Восточного фронта, битва облегчила путь к Берлину.
В честь этой победы в Москве прогремел салют 24 артиллерийскими залпами из 324 орудий. 9 июня 1945 года была учреждена медаль «За взятие Будапешта».
В ноябре 1944 года в Будапеште было образовано еврейское гетто. Для этой цели две тысячи домов пометили желтыми звездами и огородили стеной. В скором времени узников начали депортировать в лагеря смерти, среди которых – Освенцим. Из 200 тысяч евреев до освобождения советскими войсками дожили 70 тысяч.
«Помню, уже в середине января стало известно, что на нашем пути находятся какие-то кварталы, сплошным забором изолированные от остальной части города. В политотделе армии мне сказали: это созданное фашистами гетто. От пленных стало известно, что территория гетто заминирована, и противник намерен уничтожить всех его узников. 17 января мы получили приказ генерала Афонина осуществить внезапный для фашистов удар в сторону гетто. Удар непременно должен быть внезапным. Ведь уже было известно коварство врага. В городе Марошмарош за два часа до прихода Советской армии гитлеровцы расстреляли в гетто 70 тысяч человек! А возле Тернополя гетто взлетело на воздух в тот момент, когда советские солдаты подошли к его воротам», – рассказывал военный инженер В.Л. Барановский.
Из репродукторов гремело предупреждение советского командования: если узники будут убиты, никто из фашистов не спасется. Тем временем саперы перерезали все кабели и провода, ведущие в сторону гетто. Рано утром 18 января советские солдаты забросали гранатами пулеметные гнезда противника и пошли в атаку. Стену гетто сломали, фашисты не успели взорвать людей.
«Поначалу они боялись выходить на улицу, – вспоминал Барановский. – Но к тому времени солдаты уже знали, куда мы попали. Знали, что здесь происходит. Они входили в квартиры, показывали на красные звезды своих ушанок. Как могли, объясняли людям, что они свободны. Потом на улицах гетто появились полевые кухни. Запахло едой. И голодные, изнуренные люди впервые начали улыбаться».
Подробнее в сюжете: День Победы