Пример мужества. 75 лет назад в немецком концлагере Маутхаузен был зверски замучен генерал-лейтенант Красной армии Дмитрий Михайлович Карбышев. Талантливый военный инженер. Его называли гением фортификации. Он проектировал укрепления Брестской крепости и железнодорожные мосты. А в первые дни Великой Отечественной оказался на фронте. Подробнее – в материале корреспондента «МИР 24» Дмитрия Барбаша.
Это письмо показывают впервые. На пожелтевшей бумаге – воспоминания советских военнопленных. О том, как нацисты предлагали генерал-лейтенанту Красной армии Дмитрию Карбышеву предать Родину. Обещали сохранить жизнь.
«В какой-то момент его пытались вместо Власова сделать руководителем Русской освободительной армии. Дмитрий Михайлович на это не пошел и считал их предателями», – рассказал историк Музея Победы Александр Михайлов.
Герой Русско-японской, Первой мировой. Участник Брусиловского прорыва. Потом -
Гражданская и Советско-финская. Вся жизнь Карбышева связана с армией.
Профессор Академии военных наук Виктор Миркискин показывает личное дело генерала. И объясняет: он не только один из основателей советских инженерных войск, но еще и выдающийся ученый.
«Дмитрий Карбышев получил ученую степень доктора наук без защиты докторской диссертации по совокупности научных статей и научных разработок», – отметил кандидат исторических наук Виктор Миркискин.
Он написал сотни работ по фортификации и преодолению водных преград. Преподавал в академии Генерального штаба. По его пособиям учились будущие полководцы Победы. Именно Карбышев стал одним из создателей укрепленных районов.
«К 1927 году было совещание инженеров военных округов, и однозначно пришли к выводу, что основная форма укреплений границ – это не фортовая крепость, а именно укрепленный район. С 1928-го по 1939 год было построено 23 укрепленных района общей протяженностью около двух тысяч километров. От Ленинграда и до Одессы», – отметила экскурсовод Историко-культурного комплекса «Линия Сталина» Лидия Берестнева.
Стены Свято-Троицкой Сергиевой лавры устояли благодаря Карбышеву, рассказывает историк Александр Рдултовский. В конце 30-х советское правительство начало реставрацию одной их главных православных святынь. И Дмитрий Михайлович лично обследовал памятник архитектуры.
«Как расчистить, каким современным материалом укрепить. Ведь изменился рельеф, и постройки, и осыпи…Мы обязаны ему практически тем, что мы видим эти стены, что не произошло никаких обвалов, не пришлось новодел делать», – сказал краевед Александр Рдултовский.
Он всегда говорил: место офицера на войне, рассказывает внук генерала. И в июне 41-го мог уехать в тыл, но предпочел остаться на передовой. В самые страшные дни Великой Отечественной. И в плену не сказал ни слова.
«Была возможность эвакуироваться, предоставляли машину, которая без остановок ехала до Москвы, но он отказался. Звезда героя – это было признанием его заслуг, верности присяге», – указал внук генерала Д.М. Карбышева Дмитрий Карбышев.
18 февраля 1945-го советского генерала вместе с другими заключенными привезли в концлагерь Маутхаузен. При температуре минус 12 немцы начали поливать пленных водой из брандспойтов. Имя Дмитрия Карбышева стало синонимом стойкости и мужества.