Госдума приняла во втором – основном – чтении президентский законопроект о введении в России звания «Город трудовой доблести». Согласно документу, в «Городах трудовой доблести» будут устанавливать стелу с изображением герба и текстом соответствующего указа президента, проводить публичные мероприятия и устраивать праздничные салюты 1 и 9 мая, а также в День города. Заявку на присвоение звания могут подавать в местные муниципалитеты как общественные организации, так и сами жители, передает корреспондент телеканала «МИР 24» Владимир Сероухов.
До Ярославля немецкие войска не дошли, поэтому там сохранилось так много исторических зданий. Но городу от противника досталось: самолеты люфтваффе бомбили промышленные объекты и мосты. Ведь именно Ярославль соединял Москву с севером Советского Союза, был транзитом для поставок по ленд-лизу и щедро снабжал фронт оружием, транспортом и боеприпасами.
К осени 1941-го почти все предприятия Ярославля встали на военные рельсы. Ликероводочный завод выпускал «коктейли Молотова», полиграфический – минометы, и автомобильный завод грузовиками и двигателями не ограничился.
Тягач Я-12, наверное, самый наглядный вклад Ярославля в Победу. На фронте он возил тяжелую артиллерию. В каждом двигателе 110 лошадиных сил, и даже по бездорожью он разгонялся до 43 км/час. Всего в годы войны в войска поставили больше двух тысяч таких машин.
В Ярославле за время войны произвели гигантский арсенал для Красной армии. 17,3 млн корпусов снарядов и мин, 2,9 млн корпусов авиабомб, 710,9 тысячи деталей реактивных снарядов, 27,7 млн минных взрывателей, 1135 боевых катеров, 26,9 тысячи пистолетов-пулеметов, большую часть из них собрали на автомобильном заводе. С 1942 года на предприятии собирали автомат ППШ – пистолет-пулемет Шпагина.
«Ученики собирали, делали в цехах минометные снаряды, зачищали заусенки. Это было наше производственное задание», – рассказал ветеран Великой Отечественной войны Анатолий Титов.
Титов стоял у станка на Ярославском автомобильном, пока ему не исполнилось 18 лет. Несмотря на бронь от предприятия, ушел добровольцем на фронт. Там родную технику увидел в деле, во время наступления в Восточной Пруссии.
«Мы встречали там артиллерийские тягачи, они за нами шли», – вспоминает Титов.
Ярославль – лишь один из тыловых центров, которые претендуют на статус «Города трудовой доблести». Заявки в организационный комитет «Победа» также подают Челябинск, Нижний Новгород, Магнитогорск и другие.
«В каждом таком городе в соответствии с законом должна быть установлена стела с текстом указа президента о присвоении соответствующего статуса городу. Там будут проводиться торжественные мероприятия и салют», – рассказал член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Андрей Исаев.
Почетное звание собирается получить и столица Башкортостана. В Великую Отечественную там производили амуницию, боеприпасы, бронепоезда. На каждом третьем советском боевом самолете стоял уфимский двигатель.
«Особая уникальность заключалась в том, что эту технику очень легко осваивали летчики-новобранцы. В годы войны это было принципиально важно», – отметила директор музея истории ПАУ «Уфимское моторостроительное производственное объединение» Александра Борматова.
Моторостроительный завод каждый день отправлял в Кремль отчет: сколько двигателей сошло с конвейера. Это была погоня не только за количеством, но и за качеством.
«Работали по 12 часов, в две смены, другой раз и ночевали прямо в цехе», – свидетельствует ветеран труда Роза Обухова.
Массовый трудовой героизм тыла в советское время законодательно так и не увековечили. Сейчас такая возможность появилась для нескольких десятков городов.