Национальный проект «Экология» реализуют в Нижегородской области. Там рекультивируют хранилища химических отходов. Десятилетиями регион занимал первые места в экологических антирейтингах. С советских времен промышленные предприятия региона сливали токсичные вещества в открытые резервуары, отравляя воздух, воду и почву. О проблеме знали давно, но решать начали только в прошлом году, передает корреспондент «МИР 24» Владимир Сероухов.
«Белое море» с высоты птичьего полета. Не то, что омывает север России, а то, что в Нижегородской области. В народе так называют шламонакопитель, хранилище токсичных отходов площадью 71 гектар. Его должны были рекультивировать еще в 2011 году, после визита Дмитрия Медведева. Деньги тогда выделили, но покрыли защитным слоем спустя восемь лет.
«Это вопрос возможного последующего загрязнения грунтовых вод, пыление, запах. Поэтому необходимо было тело полигона укрыть и изолировать его от окружающей среды, от взаимодействия с осадками», – пояснил заместитель генерального директора подрядчика работ по рекультивации Дмитрий Зайд.
Город Дзержинск в Советском Союзе гордо называли столицей химической промышленности. В 90-е город прославился уже на весь мир – в Книге рекордов Гиннесса как самый грязный город на планете.
«Папа приходил после работы весь желтый. У меня в детстве на кухне всегда кипятилось ведро с одеждой и простыней», – говорит Павел.
Художник Павел Отдельнов вырос в тех местах, а позже зарисовал промышленные интерьеры и пейзажи Дзержинска. Три поколения его предков работали на химических заводах. С детства Павел знал об искусственных водоемах «Белое море» и «Черная дыра», куда сливали отходы производства. Тогда он их не видел, но чувствовал.
У каждого хранилища химических отходов свой особенный неповторимый запах, который местные жители ощущают в воздухе десятилетия. У Павла хранится несколько образцов ароматов Дзержинска. Светлый порошок с «Белого моря» резко пахнет медикаментами и немного отдает хлором. Такой же порошок, только темный, можно найти в «Черной дыре», но здесь уже запах скорее бензина, что неудивительно: в составе этих отходов есть нефтепродукты.
В своем мультимедийном проекте «Промзона» Павел рассказывает про эти химические отстойники. Если «Белое море» – легальный резервуар для отходов, то «Черная дыра» возле завода оргстекла появилась стихийно. Это трехслойный токсичный коктейль из жидкости, порошка и спекшегося шлака. Ингредиенты: тяжелые металлы, эфиры, почти вся таблица Менделеева.
«Дно резервуара никак не было изолировано и то, что в него попало, распространилось в грунтовые воды. Я думаю, именно «Черная дыра» была виновницей того, что закрыли колодцы и колонки во всех близлежащих поселках», – указал художник, автор проекта «Промзона» Павел Отдельнов.
Сейчас на водоеме установили насос, который откачивает жидкость. Ее отвозят в специально построенную плазменную печь и сжигают.
«К сожалению, по планам рекультивации будет ликвидирована только верхняя часть этого отстойника», – сказал Павел Отдельнов.
Рекультивация добралась и до гигантской свалки твердых бытовых отходов. Полигон «Игумново» отравлял жизнь городу-миллионнику, даже когда его закрыли. А чтобы не выросла новая свалка, под Нижним построили крупнейший завод по переработке пластика в России.
«Это завод, который позволяет переработать весь нижегородский пластик и даже больше. Мощность позволяет перерабатывать пластик даже из соседних регионов, или в случае роста отходообразования у нас этот пластик тоже будет перерабатываться», – отметил губернатор Нижегородской области Глеб Никитин.
Из старых бутылок и полиэтиленовых пакетов здесь будут получать пластик самого высокого качества, который можно будет перерабатывать еще десятки раз. Этот опыт собираются применять и в других регионах, ведь свалок и вредных производств, а значит и их отходов, по всей стране даже не сотни, а тысячи.
Подробнее в сюжете: Экологические проблемы