В Роскачестве рассказали о вредных свойствах заменителей сахара. На этикетках часто встречаются непонятные потребителю названия, обозначающие сахар. Декстроза – это сахар, полученный из кукурузы, левулоза – второе название фруктозы. Самые популярные заменители природного сахара – глюкоза и фруктоза. Глюкоза менее вредна: она расщепляется почти любой клеткой организма. Фруктоза вреднее. При ее переработке повышается нагрузка на печень. Считается, что фруктоза подавляет способность печени правильно усваивать жир. «Перебор» фруктозы вызывает метаболический синдром, ожирение печени, диабет 2 типа. Много фруктозы в кукурузном сиропе, нектаре агавы, сахарине, аспартаме, сукралозе. Врачи советуют выбирать подсластители с низким гликемическим индексом и уровнем фруктозы. Природные заменители сахара менее вредны, но не очень полезны. Среди относительно «безобидных» – финиковый и кленовый сиропы, мед, патока.
Диетологи не рекомендуют отказываться от привычных продуктов из-за природных сахаров. Фрукты, овощи и молочные продукты содержат клетчатку, полезные вещества и витамины.
ВОЗ рекомендует взрослым и детям снижать уровень потребления свободных сахаров. Доля сахара не должна превышать 10% от общей калорийности продуктов – 50 г в сутки. Избыточное потребление сахара – одна из основных причин ожирения. По данным ВОЗ, избыточный вес имеют 44% взрослых, 20% подростков и 6% детей. Мировая эпидемия ожирения негативно влияет на экономики большинства стран. Всемирный банк рекомендовал повысить налоги на сладкие продукты и газировку. Из чего делают вредные заменители сахара и можно ли их вообще употреблять в пищу, телеканалу «МИР 24» рассказала диетолог Елена Соломатина.
Алексей Мельников: За какими еще словами может скрываться сахар?
Елена Соломатина: Есть мальтодекстроза, сироп агавы, патока, кондитерский сахар, заменитель сахара аспартам.
Алексей Мельников: А ванильный сахар – тоже сахар?
Елена Соломатина: Да. Или лактоза – тоже сахар.
Алексей Мельников: Заменители бывают натуральные и синтетические. Принципиальное отличие в чем?
Елена Соломатина: Все натуральные сахара производятся из натуральных веществ. В основном, из кукурузного крахмала. Это может быть и рис, и всевозможная шелуха, и лузга семечек. Там много источников. Сукралоза делается из того же сахара, просто меняется молекулярная структура. На самом деле, есть сырье натуральное, а есть искусственное.
Алексей Мельников: Еще в Роскачестве рассказали о сахарных спиртах – ксилите, эритрите и сорбите, которые в большом количестве плохо перевариваются и усваиваются. Где такие спирты содержатся?
Елена Соломатина: Тот же сорбит, его много в рябине, но делают его не из рябины, а из кукурузы. Все упирается в более дешевое сырье, из всевозможной шелухи. А так спирты содержатся и в других источниках. Выбирают более дешевое.
Алексей Мельников: Я знаю, что больные сахарным диабетом иногда покупают продукты с фруктозой, потому что после нее не поднимается уровень сахара в крови. Можно ли благодаря этому фруктозу считать полезней обычного сахара? И вообще, чем она отличается от обычного сахара?
Елена Соломатина: Если мы говорим об обычном сахаре, когда у нормального человека поднимается уровень сахара в крови, мозг это слышит, и человек перестает есть. Здесь этого не происходит. Во-вторых, фруктоза очень быстро перерабатывается печенью. Все, что не переработалось, идет в жир. То есть человек быстрее поправляется, быстрее вырабатывается холестерин низкой плотности, быстрее это приводит к атеросклерозу. Америка связывает повышенное ожирение именно с большим потреблением фруктозы.
Алексей Мельников: Под обычным сахаром обычно понимается сахароза?
Елена Соломатина: По сути это десахарид, который распадается на фруктозу и глюкозу. Они действуют по-разному – глюкоза требует выброса инсулина, а фруктоза нет. Глюкоза более естественна для организма, за исключением случаев, когда есть диабет.
Алексей Мельников: Что вреднее – глюкоза или фруктоза?
Елена Соломатина: Это тот же сахар, который распадается на две молекулы. Получается, что тогда уж лучше глюкоза. Но для диабетиков в небольшом количестве лучше фруктоза.
Алексей Мельников: Правда, что фруктоза подавляет способность печени правильно усваивать жир?
Елена Соломатина: Она как раз неправильно начинает вести себя по отношению к выработке холестерина. Она провоцирует выработку жира.
Алексей Мельников: Что такое мальтодекстрин, который делает сладкими многие спортивные напитки?
Елена Соломатина: Это производная сахара, с таким же гликемическим индексом, вырабатывается из того же крахмала – рисового, кукурузного, картофельного. Это высокоэнергетический компонент. Другое дело, что есть заменители, которые используются в данном случае. Иногда нужно, чтобы очень быстро пошла энергия. Это одна история. Другая история, как с фруктозой, для диабетиков конкретно. Не значит, что заменители стоят на полках магазинов для здорового питания, что это хорошо всем. Также есть натуральные сахарозаменители, которые в принципе при большом количестве (сорбит, ксилит) могут вызвать метеоризм, нарушение пищеварения. Та же сукралоза – никаких исследований по поводу ее воздействия на организм нет. По поводу синтетических есть, по поводу того же сахарина. Но многие опыты проводились на мышах. Из натуральных, кто хочет заменить, стевия – трава медовая. С эритритом ее часто делают.
Алексей Мельников: Помимо ожирения, чем еще грозит чрезмерное употребление сахара?
Елена Соломатина: Сахар – продукт достаточно ядовитый. В плане того, что разрушает сосуды, нарушает метаболизм, вызывает раннее старение, приводит к атеросклерозу, инсульту и инфаркту.
Подробнее в сюжете: Гости эфира