Кажется, с момента появления такого вида искусства как живопись, художники старались показать человеческое тело как есть. Первое такое изображение появилось 30 тысяч лет назад. Историки говорят, что в Древнем Египте нагота трактовалась как нечто вполне естественное. В Древней Греции изображали обнаженных юношей-атлетов. Позже, в XV веке, итальянцы трактовали изобразительное искусство, как интеллектуальную деятельность и даже изучали с помощью картин анатомию. Как менялось изображение обнаженного мужского тела в разные эпохи, узнавала корреспондент «МИР 24» Кристина Меснянкина.
Атлетичный, обнаженный и соблазнительный – мужская нагота в мировой живописи не редкость. Одни художники представляют обнаженку максимально скрытно, а другие заставляют краснеть даже смелых зрителей.
Один из популярных образов среди художников – Святой Себастьян. Его изображение можно встретить в искусстве с V века. Он тайно прославлял христианство, за что и был казнен дважды. После обстрела луками Себастьян выжил. Смертельными для него оказались удары палками.
Нагота на средневековых картинах объясняется просто. Религиозная тема – единственная, на которую тогда писали полотна или создавали скульптуры, а, значит, только так можно было раздеть мужчину и показать его природную красоту. Правда, не полностью. Принадлежность к полу старались скрывать накидками и в живописи, и в скульптуре.
«Они считали, что если тело прекрасно, то и дух тоже прекрасен. Поэтому древнегреческая пластика является такой синергией красоты внешней и красоты внутренней. Затем, в эпоху Средневековья обнаженное тело, будь то мужское или женское, считалось табуированной темой, по причине того, что человеческое тело, плоть – это источник греха и порока», – считает искусствовед Анастасия Постригай.
Но в XV веке тело снова в центре внимания. Как и мускулистые красавцы. Единственная картина, где мужчина и женщина на равных делят место на картине, – «Венера и Марс» Сандро Боттичелли.
Чуть позже художники объявили охоту за идеальным телом. Леонардо Да Винчи и его «Витрувианский человек» – самая яркая работа конца XV века. Герой картины полностью обнаженный римский архитектор Витрувий оказался там неслучайно. Он считал, что человеческое тело и здания должны быть соразмерны. Только так в жизни будет баланс.
Правда, «голая эпоха» продлилась недолго. Папа Иннокентий X объявил борьбу за нравственность. В период «Великой кастрации» многие античные статуи лишились своих достоинств – их откололи, а на картинах обнаженные гениталии стали прикрывать фиговым листочком.
Не впадать в крайность художникам помогала выдумка. Удачно выбрал позу и прикрывать «непристойное» место не нужно. От варианта «в полный рост» впервые отказались в начале XVI века. В числе первооткрывателей – Микеланджело. На его фреске «Сотворение Адама» герой впервые лежит. Еще один важный момент изображение мужского достоинства: маленький размер – отсылка к благородству и интеллекту.
Идеальную систему рушит нидерландский художник Рубенс. Его «Пьяный Геркулес» – герой XVII века. Неидеальное тело – не просто смелый ход и художественная шутка. В ней есть скрытый смысл, который Рубенс доносит до зрителей через свои работы.
«В XVII веке Фландрия – это не такая богатая страна. Точнее, она богатая, но точечно. А вокруг-то беднота! Воины и плюс время от времени в результате воин, разрушений, возникают периоды голода. И жир, полнота, является синонимом благосостояния. Я рыхлый и толстый, значит, я богатый. У меня есть деньги, чтобы есть мясо и масло», – сказала искусствовед Мария Санти.
Заметно похудеет мужчина на полотнах уже в XX веке. Он станет максимально приближенным к земному образу сильного пола. Взять хотя бы «Автопортрет» австрийца Эгона Шиле. Нервные линии и никаких фиговых листочков. А вот в наследии художника Кузьмы Петрова-Водкина знакомым можно назвать «Купание красного коня». Эта картина не только о победе добра над злом. А еще о том, как образ вымышленной сексуальности сменил реальный.
Подробнее в сюжете: Культтуризм