Населенный пункт Марткопи. От Тбилиси чуть больше 20 километров. Здесь расположено самое большое автокладбище в Грузии. Груды отработанного железа, которое когда-то было транспортом, привозят сюда со всех уголков республики. Среди ненужного хлама можно найти не только настоящие раритеты, но и следы новейшей истории Грузии.
«Наше дело – собирать металлолом по всей Грузии. В основном – это старые машины. Но я сам любитель старых автомобилей, поэтому резать на куски некоторые образцы просто не поднимается рука», – говорит директор автокладбища Мераб Метревели.
Мераб проводит экскурсию, словно куратор выставки. У каждой рухляди – своя история. Отдельное место для «правительственного» хлама. Вот он – знаменитый трап Эдуарда Шеварднадзе. От машины избавился тбилисский аэропорт совсем недавно. Такие экземпляры больше не нужны: самолеты стали другими, а когда-то это был самый лучший трап. Ездил «без шума и пыли».
«Если бы он умел говорить, то поведал бы истории о том, какие высокие гости прилетали в Тбилиси на встречу с Шеварднадзе, куда сам он летал. Кстати, Эдуард Абвросиевич летал очень часто. Даже Саакашвили, которого прозвали «летучим голландцем», с ним не смог бы тягаться», – говорит Метревели.
Кстати, о Саакашвили. На свалке есть и его уголок. Красный школьный автобус. «ПАЗ-3205». Или просто «Пазик». Народный автобус. Такие до сих пор бороздят по дорогам Кахетии. Возят детей в школы, а взрослых – на виноградники. Саакашвили очень любил этот транспорт. На «Пазике» ездил в регионы. Заезжал в самые отдаленные села.
«Михаил Саакашвили любил производить впечатления на людей. «Работал на публику». Поэтому появиться где-то в захолустье на таком автобусе было для него престижно. Принимали как своего. Это было гораздо эффектнее, чем оказаться среди простого люда на дорогой машине», – рассказывает Мераб.
Автокладбище в последнее время облюбовали любители стрит-арта. Молодые художники среди заброшенных машин находят вдохновение. «МАЗ», «КАМАЗ», «ЗИЛ», «ГАЗ», «КРАЗ». Выбор есть. Главное, чтобы была вертикальная поверхность – краска на нее ложится лучше, чем на горизонтальную.
«Это место я открыл недавно. Про свалку в Марткопи ходят легенды. Вот и приехал однажды. Теперь по выходным я здесь рисую. Главное, что администрация не против. Смотрят как на чудака, но не прогоняют», – говорит студент Академии художеств Гена Ткешалашвили.
В городе хаотичный стрит-арт запрещен. За «шедевры» на стенах могут оштрафовать. А здесь – полное раздолье. Создавать композиции никто не запрещает. Главное, чтобы была хорошая погода.
Марткопская «заброшка» набирает популярность и среди любителей индустриального туризма. Благодаря фотографиям в соцсетях об этом объекте узнали далеко за пределами Грузии. Приезжают гости из России, Казахстана, Беларуси. Попадаются и гости из Европы. Для многих увидеть своими глазами раритеты советского автопрома – огромное удовольствие. «Уходящая натура», которую теперь стараются запечатлеть в «цифре». А еще здесь, в Марткопи, собираются провести модный показ. Грузинские красавицы в современных нарядах будут дефилировать вдоль автолегенд минувшей эпохи.
Подробнее в сюжете: Мировой сюжет