В Хабаровском крае рыбаков предупреждают об опасности отрыва льда.
Сотрудники МЧС проводят регулярные рейды по популярным местам подледного лова. На побережье Татарского пролива собираются сотни любителей зимней рыбалки. Толщина льда достаточно велика – 60 см и больше, но он не везде однороден. В условиях потепления и сильного ветра опасность отрыва льдин увеличивается. В таких условиях выезжать на лед на транспорте крайне опасно. Сотрудники Госинспекции по маломерным судам напоминают о необходимости соблюдения правил безопасности.
Ежегодно в России на льду происходят сотни ЧП. 80 % погибших и пострадавших были в состоянии алкогольного опьянения. Алкоголь притупляет чувство опасности и замедляет реакции. Талая вода почти не оставляет человеку шансов спастись самостоятельно. В период активного таяния льда температура воды не превышает +4°С. В ледяной воде человек может продержаться около 20 минут. Безопасный для человека лед: не менее 10 см в пресной и 15 см в соленой воде. Прочность льда снижается на 25% при температуре выше 0°С в течение 3 дней.
За 5 лет только в Москве из ледяной воды удалось спасти почти 1000 человек. Как вести себя на весеннем льду, чтобы не провалиться, телеканалу «МИР 24» рассказал главный редактор журнала «Мир подводной охоты» Георгий Здановский.
- Можно на берегу определить, безопасно ли на лед выходить?
Георгий Здановский: В этом и главная проблема. Когда мы говорим, давайте будем слушать Гидрометцентр, смотреть на таблички на берегах водоемов, все это, конечно, нам не поможет. А поможет нам только здравый смысл. Так как мы представляем фракцию добывателей рыбы под водой, мы еще лучше знаем эту историю, потому что часто бывает, что нам и нырять вместе с МЧС за бедолагами, которые провалились под лед. Тема весеннего льда опасна и для рыбаков, которые сидят на льду, и для тех людей, которые с подводным ружьем плавают по воде, которых может настичь беда в виде ледовых полей, которые оторвались от берегов. Ситуация, когда все должны понимать, как нужно себя вести, касается всех, кто подходит к водоемам в весенний период. Самое главное – не быть претендентом на премию Дарвина за самое глупое лишение себя жизни. Если человек сделал все, чтобы в экстремальной ситуации не погибнуть, он не погибнет.
Перечислим базовые вещи. Все знают, что есть так называемые рыболовные костюмы-поплавки. Это комбинезон, который согревает человека на льду. Вставки, которые сделаны в нем из пористых материалов, не дадут человеку утонуть, он просто будет плавать на поверхности воды. Возможно, получит переохлаждение, но не утонет. Если человек подумал и купил такую вещь, он может быть более-менее спокоен. Опытные дедушки с мормышками сидят в надувных лодках. Когда лед провалился, они оказываются внутри лодки. Это тоже простое решение, недорогое. И два больших шила на веревке, которые всегда есть в кармане опытного зимнего человека. Человек провалился, выхватил длинный штырь, которым можно воткнуться в лед и подтянуть себя к той части льда, которая более-менее крепкая и может выдержать вес человека. Если человек пошел без костюма-поплавка, без лодки, без шил, значит, он хочет этого приключения в своей жизни.
А по поводу того, что МЧС спасает оторвавшихся людей, которые дрейфуют на огромных льдинах, то это, мне кажется, вообще народное развлечение под названием «как весело, мы все уплыли куда-то в Ледовитый океан». Когда всех МЧС заставляет бросать свои снасти, чтобы неповадно было, конечно, это вызывает истерику. Все понимают, что лучший клев – когда совсем уже оттепель, когда вода богата кислородом, лучший момент, чтобы забрать лучшую рыбу. На месте властей я бы каким-то образом наказывал огромными штрафами тех, кого спасают со льда, потому что мозг надо включать.
- Где выше риск весной провалиться под лед – у берега или на середине водоема?
Георгий Здановский: Практика такая – начинает протаивать полоска воды, люди перебрасывают доски, чтобы перебраться через проталину на твердый лед, дальше, конечно же, ближе к берегу лед толще. Ему там проще наморозиться и иногда промерзнуть до дна. На открытой воде есть внутренние движения воды, есть подводные родники. В любом случае, люди, чем теплее, смещаются ближе к берегу. Оттуда ближе бежать к суше. Поэтому в центре водоема только особо продвинутые ребята стараются работать. А вообще всегда большая часть лова идет в прибрежной зоне. Вообще о чем думает рыбак? Если он сидит на глубине 1,5 метра и ловит окуня, если провалился по шею, он встанет на дно и выкарабкается. Редко кто ловит на бескрайних просторах в момент, когда все уже растаяло, понимает, что он может провалиться. Ощущение рыбаков, что они выбрали как бы безопасную часть, и приводит к постоянным ЧП.
- Вы говорили об ответственности рыбаков. Операции по спасение стоят дорого для бюджета. Рыбаков сейчас наказывают?
Георгий Здановский: По моим данным, их наказывают тем, что запрещают поднимать на борт кораблей или вертолетов любые снасти. Человек может только сам себя спасти, он должен оставить все свои снасти на льду. Мы не говорим о том, что это загрязняет мировой океан, когда все растает. Все их снасти погрузятся на дно. Но это хоть какое-то наказание. Нужно законодательно прописать, что все расходы, связанные с арендой спасательного транспорта, с работой МЧС, с бензином должно быть распределено на спасаемых. Человек приезжает домой, получает счет на 485 тысяч рублей, понимает, что 3 килограмма плотвы встало ему очень дорого. 2-3 таких случая, и люди будут по-другому относиться к выходу на лед.
- А если стоят знаки, что присутствуют сотрудники МЧС, но человек все равно идет. Из-за пары килограммов рыбы?
Георгий Здановский: Это рыболовная бравада. Рыболов – человек, для которого это страсть. Мало того, что приятно эту рыбу потом пожарить или даже продать. Каждый раз – это такой подвиг, которым можно поделиться, что все ушли, а я решил остаться и 30 кг весеннего леща взял. Если ты не рискуешь, ты не имеешь шансов.
- Что посоветуете телезрителям, чтобы рыбалка на весеннем льду не стала для них последней?
Георгий Здановский: Продумывать действия. Если человек находится в прибрежной зоне, где глубина небольшая, он должен понимать, что пешком доковыляет до твердого льда, проложит себе дорогу и как-то спасется. А если он понимает, что рельеф дня ему неизвестен и глубины могут быть разными, то самое простое – купить за 5 тысяч рублей дешевую китайскую надувную лодку, поставить свой зимний ящичек внутрь этой лодки и рядом с бортом бурить лунки, ловить. Опасность весеннего льда в том, что он теряет гибкость, становится пористым, рыхлым. Ощущение, что ты проваливаешься, наступает неожиданно. Просто под тобой кусок льда уходит вниз. Чтобы себя обезопасить, нужно сделать как минимум это.
Подробнее в сюжете: Гости эфира