Право россиян на отгул для прохождения диспансеризации теперь закреплено в Трудовом кодексе. Поправки о профилактических медицинских осмотрах одобрило правительство. Раз в год работодатель обязан отпустить сотрудника старше 40 лет на диспансеризацию. День прохождения профилактического медосмотра оплачивается как рабочий.
Ежегодно диспансеризацию проходят более 40% жителей России. Главная цель профосмотров – выявить болезнь на ранней стадии. При выявлении скрытых заболеваний пациенты направляются к профильным специалистам.
Чаще всего у россиян диагностируют болезни сердца, сосудов, легких и сахарный диабет. Всероссийская диспансеризация проводится бесплатно и добровольно.
Почему диспансеризация необходима каждому, телеканалу «МИР 24» рассказала кандидат медицинских наук Ольга Рябова.
- Право на бесплатную диспансеризацию имеют все. Но в 18 или 20 лет необходимость воспользоваться этим правом не столь очевидна. Как вы считаете, с какого возраста профилактические визиты к докторам должны стать обязательными?
Ольга Рябова: С учетом нашего неправильного образа жизни, того, что мы неправильно питаемся, не соблюдаем режимы сна и отдыха, к сожалению, диспансеризацию нужно проходить с достаточно раннего возраста, с 18-20 лет. Для девушек важно проходить полную диспансеризацию с забором цитологического исследования для выявления рака шейки матки, который очень молодеет. Много случаев у девочек 17-20 лет. Поэтому с 18 лет раз в три года желательно проходить.
- До сорока лет диспансеризацию нужно проходить раз в 3 года. После – ежегодно. Это означает, что после сорока организм неизбежно начинается «сыпаться»? Почему?
Ольга Рябова: До этого возраста мы накапливаем, организм может терпеть неправильный образ жизни, неправильное питание – все, что мы с ним делали. А после какого-то периода начинают проявляться все наши хронические заболевания. Как раз к возрасту 36-40 лет все становится явным.
- Диспансеризация начинается с заполнения анкеты. О режиме сна, питании, заболеваниях, в том числе близких родственников. Опираясь на выявленные риски образа жизни или наследственных заболеваний, терапевт обязан назначить какие-то дополнительные исследования?
Ольга Рябова: Не только назначить дополнительные процедуры, но хотя бы уделять больше внимания некоторым показателям анализов, тщательней обследовать определенные органы и системы, в дальнейшем назначать дополнительные обследования.
- Допустим, человек после сорока ведет здоровый образ жизни. Выпивает только по праздникам, не курит, занимается спортом. Такому есть смысл ежегодно проходить профилактические осмотры?
Ольга Рябова: Да, потому что наш правильный образ не исключает генетику. Если у него есть генетическая предрасположенность к сахарному диабету, артериальной гипертензии, он своими усилиями может снижать вероятность проявления, но полностью риск он не убирает. К сожалению, мы помним о других заболеваниях – о неспецифическом язвенном колите, о болезни Крона, которые даже при нашем идеальном образе жизни могут проявляться как раз в этом возрасте.
- А может на приеме человек попросить о направлении на дополнительные профилактические исследования? Например, на УЗИ суставов?
Ольга Рябова: К сожалению, УЗИ в диспансеризацию не входит. Но при наличии болевых синдромов с точки зрения позвоночника, при наличии жалоб на боли он может попросить консультацию невролога. Ему назначат как дополнительное обследование.
- А кардиограмма входит? Может он попросить кардиограмму под нагрузкой?
Ольга Рябова: Если при первичном осмотре будут выявлены нарушения. Строго по показаниям, мы должны беречь бюджет.
- Много заболеваний в самом начале протекают скрыто, без выраженных симптомов?
Ольга Рябова: К сожалению, много таких заболеваний. Особенно онкология. Практически вся онкология – это тихий убийца. Рак легких не дает проявлений, колоректальный рак не дает проявления, рак шейки матки, малого таза не дают клиники очень долго. Печень тоже практически не болит. Новообразования печени боли не дают.
- Что включает в себя стандартная программа диспансеризации?
Ольга Рябова: Общий анализ крови, причем развернутый. Биохимическое исследование крови, кардиограмма. Это сдают все пациенты любого возраста. В ответ на выявленные на первом этапе скрининга нарушения назначаются дополнительные исследования. Также обязательно входит флюорография раз в два года. При наличии сомнительных результатов пациенту назначается рентгенография легких или КТ. Все женщины проходят осмотр гинеколога с забором цитологии.
- Какие исследования позволяют заподозрить у людей, проходящих диспансеризацию, онкологию на ранней стадии?
Ольга Рябова: Флюорография – это рак легких. Цитологическое исследование у женщин – рак шейки матки. Нарушения в биохимии, в общем анализе крови может навести на мысли.
- Есть специальный анализ крови на онкомаркеры.
Ольга Рябова: Мужчины после сорока сдают кровь на онкомаркеры, специфичные для рака предстательной железы. Но этот анализ, к сожалению, не обладает стопроцентной специфичностью, но может навести на мысли, что что-то не то. И пациент при дальнейшем обследовании получит более четкие результаты.
- В каком возрасте люди подходят к порогу, при котором риски онкозаболеваний особенно велики?
Ольга Рябова: После сорока лет. Когда мы с трех лет переходим на ежегодное обследование. Эти цифры не просто так придумали.
- Хотя раньше звучало, что очень сильные гормональные и физиологические изменения происходят у человека в 30 лет.
Ольга Рябова: Клинически все начнет проявляться ближе к сорока.
- Как происходит запись на диспансеризацию, какие документы при себе нужно иметь?
Ольга Рябова: Обращаться нужно в свою поликлинику, к своему участковому врачу. Но сейчас все поликлиники заинтересованы, поэтому участковый врач сам будет искать пациентов. В поликлинике представляют списки и вызывают пациентов для прохождения диспансеризации. Из документов нужны паспорт и полис, СНИЛС.
- Нужно ли к диспансеризации как-то специально готовиться?
Ольга Рябова: Нет, дополнительной подготовки не требуется. Нужно только прийти сдать кровь натощак. Все остальное не так специфично.
- Почему диспансеризация – это по-настоящему важно?
Ольга Рябова: Намного легче лечить заболевания, когда мы их выявили на ранней стадии или заподозрили ранние признаки, предрасположенность к этим заболеваниям. Всегда легче предупредить, чем лечить клинику во все ее широком проявлении. Поэтому лучше найти на максимально ранних этапах, назначить максимально легкое лечение с хорошим эффектом для пациентов.
Подробнее в сюжете: Гости эфира
Читайте также: