В Ватикане оценивают ущерб, нанесенный туристками из Украины, которые расписались на фреске Рафаэля в Папском дворце, передает «МИР 24».
На одной из фресок, датированных началом XVI века, расписались неизвестные Лена и Тамара из Винницы. Автограф быстро разлетелся по Сети и вызвал шквал возмущения пользователей.
Приступы вандализма отмечаются время от времени везде, где есть общедоступные шедевры. Так, в январе этого года нападению подверглась картина Пабло Пикассо «Бюст женщины», выставленная в лондонской галерее современного искусства Тейт. На нее набросился молодой человек с ножом. Задержанному назначили психиатрическую экспертизу, а реставраторы принялись восстанавливать полотно стоимостью 20 миллионов фунтов стерлингов.
Перед этим, в сентябре 2019 года, похожая история произошла в музее современного искусства Центра Помпиду. Там вандал порезал картину французского художника-концептуалиста Даниэля Бюрена. Задержанный никак не мог объяснить свой поступок. По одной из версий, это психически неуравновешенный человек, вспышку ярости которого мог спровоцировать стиль Бюрена – его картины представляют собой чередование вертикальных полос двух цветов. Работы художника высоко ценятся: в 2016 году картина площадью в четыре квадратных метра была продана за 1,2 млн евро.
Одно из самых громких происшествий в этом ряду – нападение в мае 2018 года на картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» в Третьяковской галерее. Некий Игорь Подпорин из Воронежа металлическим столбиком ограждения разбил стекло картины и повредил полотно в трех местах. Задержанный заявил, что перед ознакомлением с экспозицией выпил водки, и его «накрыло». Вандала признали вменяемым, он получил два с половиной года колонии общего режима. Нанесенный картине ущерб был оценен 30 миллионов рублей.
Нападениям подвергаются и скульптурные произведения. Здесь особняком стоит так называемый спортивный вандализм, когда фанаты обрушивают свою ярость на изображения известных спортсменов. Причем нередко такое преследование носит маниакальный характер – как в случае со статуей футболиста Златана Ибрагимовича в шведском Мальме. Ее обливали краской, поджигали, однажды отломили нос и в конце концов подпилили ноги и обрушили. Считается, что причиной такого поведения болельщиков стала покупка Ибрагимовичем акций стокгольмского клуба «Хаммарбю» – главного соперника «Мальме», за который раньше выступал футболист.
Но наиболее распространенной формой вандализма в отношении произведений искусства и памятников старины остается обычай оставлять на них автографы, как в случае с Леной и Тамарой из Винницы. Причем авторы таких надписей, как правило, искренне считают, что не делают ничего зазорного, и виноваты не больше, чем Остап Бендер, оставивший на скале надпись мелом «Ося и Киса здесь были». Один из ярких примеров такой психологии – поведение туристов из США, которые прошлой осенью нацарапали свои имена на Пизанской башне. Двое мужчин 35 и 38 лет (к слову, оба по профессии врачи) на самом верху башни вырезали монетой на мраморе свои имена и тут же сделали селфи. Им предъявили обвинение в порче объекта культурного наследия ЮНЕСКО при отягчающих обстоятельствах. Оба были крайне удивлены. По их словам, на стенах башни полно таких надписей, и они не считают свой поступок из ряда вон выходящим.
Подробнее в сюжете: Туризм и отдых
Читайте также: