Автор перестройки, лауреат Нобелевской премии, первый и последний президент Советского Союза – 35 лет назад во главе ЦК КПСС встал Михаил Горбачев, передает политический обозреватель телеканала «МИР 24» Маргарита Гырылова.
Некрополь у Кремлевской стены. В 1980-х туда зачастили траурные процессии. В 1982-м скончался Леонид Брежнев, в 1984-м – Юрий Андропов, в 1985-м – Константин Черненко. Хоронили генеральных секретарей пышно. На всю страну велись часовые трансляции. Показывали, как гроб с телом везли по Красной площади на артиллерийских лафетах. Народ, конечно, горевал, но про себя улыбался. Гонкой на лафетах называли ту череду похорон.
Была еще одна народная примета: кто руководит похоронами, тот будет руководить и страной. Так оно и вышло. В последний путь Константина Черненко провожал Михаил Горбачев. Самый молодой член Политбюро – Михаилу Горбачеву на тот момент всего 54. Кремлевских старцев он младше в среднем на 13 лет.
«Молодой да ранний. Поэтому он не очень был среди них популярный», – считает журналист Александр Политковский.
Интриги в Политбюро начались еще при жизни Черненко. Тот месяцами лежал в больнице. Заседания вместо него проводил Михаил Горбачев. Его нейтральная фигура устраивала всех: и московскую партийную верхушку, и ленинградскую. Две столицы не могли договориться. Одни пророчили во главу страны Виктора Гришина, «хозяина Москвы», вторые Григория Романова, «хозяина Ленинграда».
«Каждый пытался перетянуть одеяло на себя, и поэтому Гришин и Романов соперничали», – говорит Политковский.
В итоге прозевали шах и мат. В дамки выбился Михаил Горбачев. Узнав о смерти Черненко, он позвонил влиятельнейшему Андрею Громыко. Тому самому министру иностранных дел, который вместе с Хрущевым стучал по трибуне ООН.
«Это старейшина всего корпуса Политбюро брежневского и послебрежневского периода. Он прямо высказался в пользу Горбачева, что сыграло серьезную роль в его продвижении. Это значит, что были предварительные разговоры», – отмечает ректор Российского государственного гуманитарного университета, доктор исторических наук Александр Безбородов.
Михаил Сергеевич умел заводить знакомства. На похоронах Брежнева он разговорился с Маргарет Тэтчер. В 1984-м она пригласила его в Лондон, и он поехал с разрешения Юрия Андропова. Генсек Андропов всегда покровительствовал своему ставропольскому товарищу.
«У него пост был неплохой до Секретариата ЦК КПСС – первый секретарь Ставропольского крайкома КПСС. Туда отдыхать вожди ездили. Горбачев их там встречал очень хорошо. У него приветливая, замечательная жена. Эта пара могла если не очаровать, то произвести хорошее впечатление на гостей», – считает Александр Безбородов.
В 47 лет Горбачева забрали в Москву, где меньше чем за год он дорос до члена политбюро, а еще через семь лет возглавил страну. Его партийные товарищи больше не хотели смешить народ подобными анекдотами: «Диктор Игорь Кириллов с грустью сообщает: «Товарищи, вы, конечно, будете смеяться, но нас опять постигла тяжелая утрата!».
Через три месяца после своего назначения Горбачев затеял перестройку. В обиход вошли новые слова – ускорение, гласность, свобода слова. Демократический подход Горбачева к работе удивлял многих. Так, например, на должность министра иностранных дел был назначен бывший милиционер Эдуард Шеварднадзе. Границы распахнулись, а сам Горбачев пошел в народ – первым среди всех кремлевских небожителей.
Советские граждане впервые разглядывали затылок своего вождя. До Горбачева даже фотографии с такого ракурса были под запретом. Михаил Горбачев нарушил неписаные законы. Все вожди Советского Союза умирали на своем посту. Он единственный, кто пережил страну.
Подробнее в сюжете: История