Двенадцать минут, которые изменили мир. 55 лет назад Алексей Леонов вышел в открытый космос. Он доказал, что человек может работать за пределами космического корабля. Но этот подвиг едва не стоил жизни экипажу легендарного «Восхода-2». О приключениях в историческом полете – корреспондент «МИР 24» Анна Парпура.
Эти 12 минут в открытом космосе Алексей Леонов будет описывать всю жизнь. На каждой встрече один и тот же вопрос: а как там, в космосе? Телеканалу «МИР» Леонов давал это интервью спустя полвека после полета. И с восхищением, будто в первый раз, рассказывал, что он пережил за бортом корабля.
«Видно, как весна наступала с юга на север. Облачность над Волгой была слоистая. Она точно повторяла ложе реки. И в этой тишине: «Алексей, Алексей. Мы тут собрались все члены политбюро, смотрим, как ты там кувыркаешься. Мы тебя очень ждем. Заканчивай», – отмечал летчик-космонавт Алексей Леонов, дважды Герой Советского Союза.
Но приключения экипажа «Восхода-2» только начинались. Злую шутку с Алексеем Леоновым сыграл скафандр. В безвоздушном пространстве его раздуло настолько, что космонавт не мог попасть внутрь корабля – диаметра шлюза не хватало. Тогда он буквально нырнул внутрь вниз головой, а не ногами вперед, как требовала инструкция. А дальше еще одно испытание: чтобы закрыть люк в тесной камере, нужно было развернуться.
«Диаметр – 120, в скафандре – 190. Как я буду разворачиваться? Это была страшно тяжелая работа, которая вызвала такую потерю энергии и такое напряжение. Пульс 150-160, потовыделение – я ничего не видел», – вспоминал Леонов.
Все это время в кабине корабля его ждал Павел Беляев – капитан той экспедиции. Чтобы вернуться на Землю, им двоим предстояло пережить несколько серьезных аварий. При отстреле шлюза корабль закрутило. А в кабине начал расти кислород.
«Искра и взрыв. Все. Мы сбросили давление, сбросили температуру, влажность, все равно растет. И наступил такой момент, есть понятие кислородное опьянение. Человек в полусонном состоянии. Я случайно вентиляционный клапан включил. И в корабль начал поступать воздух. Мы очнулись», – отмечал Алексей Леонов.
И вскоре поняли: корабль потерял ориентацию. Связи с Землей нет. Впервые сажать его пришлось в ручном режиме. Вместо казахской степи «Восход-2» приземлился в пермской тайге. Там они провели две ночи. В это время спасатели вырубали лес – готовили посадочную площадку для вертолетов. Теплую одежду и еду космонавтам бросали с воздуха. А когда путь был расчищен, внесли главный подарок.
«Откуда-то притащили котел, литров на 500, на бревна его, набросали снега. И вот картина: космический корабль, костер из бревен, котел и в котле сидят два голых человека, парятся», – отмечал Алексей Леонов.
55 лет спустя космонавты за бортом проводят и по восемь часов. Между собой они называют это «полеонить».
Подробнее в сюжете: День космонавтики