25 лет назад в метро Токио последователи секты «Аум Синрике» (запрещена в РФ) распылили боевое отравляющее вещество. Погибли 13 человек, отравились более 5 тысяч. Суд вынес 12 смертных приговоров. Однако и сегодня существуют последователи секты террористов. Как обнаруживают экстремистские организации и радикалов-одиночек, узнал корреспондент «МИР 24» Максим Красоткин.
Это был утренний час-пик, когда в токийской подземке не протолкнуться. Пять исполнителей на разных ветках метро в вагонах незаметно опустили на пол пакеты с отравляющим веществом – зарином. На выходе каждый незаметно прокололи наконечниками зонтов. Пассажиры не поняли, что произошло: зарин – вещество без запаха. Одной капли хватит, чтобы убить человека, а емкости были объемом не меньше литра.
По одной из версий, теракт совершили, чтобы на волне беспорядков отправить в отставку правительство Японии, по другой – чтобы отвести внимание от прошлых преступлений. На счету «Аум Синрике» уже были убийства. Основатель секты Секо Асахара весь процесс молчал. Его казнили в 2018-м, но его дело продолжало жить под другим названием – «Алеф», хоть сторонники публично и отреклись от наставника. В 2016 году последователей секты задержали в России.
Религиовед Игорь Иванишко проводил одну из судебных экспертиз на процессе по этому делу и доказал, что с переименованием движения суть не поменялась.
«Для них Секо Асахара является великим просветленным учителем, на которого нужно ориентироваться. А именно этот учитель указывал относительно необходимости глобальной войны Японии со всем другим миром», – сказал религиовед, судебный эксперт Игорь Иванишко.
Война, согласно учению Асахары, была апокалипсисом, о котором говорится в Библии. Вообще свою секту он создал из смеси религий – удобно, чтобы получить сторонников на разных континентах. Хаос предполагал устроить, распыляя химию и споры сибирской язвы над разными странами. Все это было найдено в офисах «Аум Синрике». В качестве носителя был даже вертолет Ми-8, купленный в России. Вообще в девяностых странный японец приезжал в Москву часто: проводил обряды на Красной площади, собирал стадионы, выступал на радио. В столице постоянно действовали вербовщики.
Один из пунктов вербовки располагался возле станции метро «Бауманская». Это не случайно: здесь сосредоточены пять университетов, а значит, много молодежи, на которую повлиять очень легко. Вербовали просто: приглашали на курсы йоги или предлагали принять участие в соцопросе на тему семейных ценностей. И как бы невзначай просили оставить контакты.
Предпочтение отдавали студентам технических вузов – от программистов до ядерщиков.
«Было завербовано значительное количество студентов Бауманки, Московского авиационного института, потому что Секо Асахара предполагал, что у него будут военно-воздушные силы, а ему нужны были и хорошие пилоты, и авиаконструкторы», – указал религиовед Игорь Иванишко.
В секте была своя разведка и контрразведка. Будущих адептов проверяли на полиграфе – все, как в ведущих спецслужбах.
«В «Аум Синрике» использовалось такое качество человека, как быть выше всех, быть избранным. Считается, что это такая секта элит», – сказал ветеран группы «Альфа», кандидат психологических наук Алексей Филатов.
Алексей Филатов – бывший сотрудник легендарной «Альфы» и кандидат психологических наук, поэтому знает, на каких человеческих чувствах играли сектанты. Но с девяностых методы спецслужб тоже изменились, и сейчас сложнее вычислить фанатика-одиночку, чем организованную группу, да еще с четкой иерархией.
«Чем больше организация, тем легче ее контролировать силовикам. Методики совершенно обычные – это внедрение своих агентов, вербовка информаторов и плюс технические средства, без которых сейчас просто невозможен обмен информацией», – отметил Алексей Филатов.
В прошлом году ФСБ предотвратила 34 теракта. Какие группировки их готовили, неизвестно. А дело российской ячейки «Аум Синрике» до сих пор под грифом секретно – методы, которыми они действовали, решили не оглашать.
Подробнее в сюжете: Секты